Леонид Ильич Брежнев, чем старше становился – тем чаще вспоминал свои военные годы. Главным образом – те жуткие месяцы под Новороссийском, когда группа наших бойцов совершала невероятное, удерживая плацдарм Малая Земля.
В январе 1977 года Брежнев возвращался на поезде из поездки в Тулу. У него в вагоне собрались Константин Черненко, директор ТАСС Леонид Замятин, его зам Александр Бовин и секретарь ЦК Галина Дорошина.
Леонид Ильич в очередной раз начал рассказывать о Малой Земле. Черненко, видя, что собралась подходящая компания и настал удобный момент, предложил: надо эти воспоминания издать книгой. И Замятин получил соответствующее поручение.
Что взять за основу, указал ему сам Брежнев:
«В институте международных экономических отношений работает подполковник Пахомов. Он был моим помощником по политотделу 18-й армии. Он каждый день вёл записи боев. Возьмите у него тетрадки, и возьмите у Дорошиной, что я ей навспоминал, и, пожалуйста, напишите».
Взяли, литературно обработали. Однако первый вариант «Малой Земли», написанный в основном бывшим военным репортёром Аркадием Сахниным (1910-1999), Леонид Ильич забраковал. Не понравилось.
Попросил привлечь к переработке текста журналиста, бывшего фронтовика Анатолия Аграновского (1922-1984), слог которого ему нравился.
Анатолий Абрамович делал дело частями, по главам, которые Брежнев прочитывал, вносил свои исправления и замечания, и, после вторичной прочитки – одобрял.
По словам Замятина (который не воевал, а проработал всю войну с «бронью» на авиазаводе), «когда шла работа над книгой, мы ездили на Малую Землю: посмотреть своими глазами, что это был за плацдарм. Не представляю, как они там держались. Выжить на нём было невозможно».
В итоге, хоть Брежнев писал книгу и не сам, она получилась достаточно достоверной, соответствующей его собственным воспоминаниям. Тираж «Малой земли» (как и «Возрождения», и «Целины» – двух других частей написанной для Брежнева трилогии) составил 15 миллионов экземпляров.
Книги были переведены на многие языки и разосланы в библиотеки 120 стран мира. Литературное чтение мемуаров Брежнева на Центральном телевидении делал народный артист СССР Вячеслав Тихонов. Фирма «Мелодия» выпустила комплект из 4-х грампластинок «Малая Земля» (в формате аудиокниги).
Брежнев обрёл лже-«спасителя»
Вскоре нашлись авантюристы, которые пытались использовать «бестселлер» в своих корыстных целях. Одним из них был Александр Шейченко. Этот большой фантазёр, умевший убедить других поверить в его фантазии, как-то прочитал «Малую Землю».
В одном из самых драматичных эпизодов книги рассказывалось о том, как Брежнев был сброшен с катера ударной волной взрыва, и оказался за бортом, в море, но его спасли моряки с другого катера.
После этого Шейченко весьма убедительно стал утверждать, что, будучи юнгой на сторожевом катере «084», именно он участвовал в спасении Брежнева. Первое время россказни фантазёра имели большой успех, но потом он был разоблачён и посрамлён.
Причём уже во второй раз.
Просто уже забылось, но около 10-ти лет назад житель города Мурманска, моряк Александр Шейченко уже «гастролировал» с эффектными побасенками про свои «военные подвиги», и был личностью довольно известной.
Сначала, после выхода на экраны фильма «Это было в разведке» (1968), в котором рассказывалось о 12-летнем мальчишке, сбежавшем на фронт и совершившем несколько подвигов, Шейченко всем утверждал, что фильм этот снят о нём и о его детстве.
Хотя на самом деле фильм был создан по подлинным событиям из боевой биографии разведчика Александра Александровича Колесникова, разысканного писателем Сергеем Смирновым, в рамках его поисков неизвестных героев Великой Отечественной войны.
Но тогда интернета не было, и побасенки Шейченко фон Мюнхаузена принимались на «ура». Рассказывал он увлекательно, уверенно, смачно.
Мурманский писатель В. Зайцев загорелся идеей написать книгу о подвигах Александра Шейченко – уж очень интересной, яркой и героической представлялась, судя по его рассказам, фронтовая биография моряка.
Главы этой, создаваемой по воспоминаниям «героя» книги, стали регулярно печататься на страницах областной газеты, в формате «продолжение следует». Некоторые истории из создаваемой книги перекочёвывали и в центральную прессу.
Например, в популярном пионерском журнале «Костёр» (№2 за 1972-й год, стр. 58-я, в приложении к журналу «Морская газета») школьники с увлечением прочитали остросюжетную историю «Юнга с «084».
О том, как мальчик Саша Шейченко, подавая снаряды, был сброшен взрывом с палубы сторожевого катера; но доплыл до берега, взял автомат убитого десантника и пошёл в атаку. Уничтожил гранатами два пулемётных гнезда противника!
«Командир десантников сказал ему после боя: «Молодец! Герой-юнга! Представлю к награде!» Он не знал, что под тельняшкой у мальчишки шрамы от выжженной фашистами пятиконечной звезды на груди».
Через три дня пребывания у десантников мальчик снова плыл на катере, и снова был выброшен взрывом за борт. На этот раз – вместе с овчаркой, с которой успел подружиться на том судне. Собака плыла сама и тянула его за воротник: Саша был ранен в ногу…
Однако потом публикации новых глав внезапно прекратились. Через некоторое время читателям было стыдливо сообщено, что Александр Шейченко оказался совсем не тем человеком, за которого себя выдавал и пытается продолжать выдавать.
Дело в том, что писатель, слушая и записывая рассказы «героя», постепенно начал подозревать одну маленькую деталь. Дело в том, что тот изрядно привирает. Потому что воспоминания его становились всё остросюжетнее и всё неправдоподобнее. В них начали проскальзывать явные ляпы и несостыковки.
Пробив информацию через военкомат, В. Зайцев с чувством глубокого разочарования узнал, что у Шейченко никогда не было никаких боевых наград. Все его награды оказались принадлежащими другим, совершенно разным людям. Они их когда-то или потеряли, или пропили, или их у них украли. А Шейченко – накупил себе орденов и медалей, и украсил ими свою «геройскую» грудь.
Тем не менее, сам лгун и фантазёр Александр Шейченко так сильно поверил в выдуманный им образ юного героя, что убедительно продолжал существовать в нём, и даже сердился, когда кто-то выражал недоверие к его небылицам.
Сталинские времена давно миновали, поэтому Шейченко никуда не посадили. Только отняли у него чужие боевые награды и сильно отругали. Отделался лёгким испугом.
На годы он притих. А после выхода «Малой Земли» – всплыл с новой остросюжетной историей, уже как «спаситель» Леонида Ильича Брежнева. Шейченко снова некоторое время пользовался популярностью в регионах, удивляя людей россказнями о своих героических похождениях. Пока ему снова не заткнули рот в отделе КГБ, ещё более строгим внушением.
Бывают такие люди-мистификаторы, начинающие сами верить в своё враньё. Как барон Мюнхаузен. Ему бы образования побольше – пожалуй, Шейченко мог бы стать не моряком, а писателем: сочинителем остросюжетных приключенческих и фантастических романов.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграмм. Пишите своё мнение!
А как Вы считаете, почему так долго не могли разоблачить Шейченко?