Социальную изоляцию, одинокое проживание или социальное пренебрежение иногда путают с одиночеством. У этого понятия много вариантов: одиночество Робинзона на острове, изоляция Ю. Гагарина в космосе – тоже одиночество, но насколько другое. И есть простое желанное уединение, изолированный человек совсем не обязательно чувствует себя одиноко:
«Жить на вершине голой,Писать простые сонеты…И брать от людей из долаХлеб, вино и котлеты» (С. Черный).
Человек может переживать ситуацию многолюдья как одиночество, оно может возникать, когда он изолирован, его можно хотеть или не хотеть…
В Японии с недавнего времени есть министр одиночества. Это связано с тем, что там жители по продолжительности жизни одни из лидеров на планете, и обратная сторона завидного долголетия, когда супруг остаётся один — смерть в одиночестве, "кодокуси", счастливые супруги редко умирают в один день, как в сказках.
Недавний карантин добавил испытание одиночеством нам всем. Он сделал его почти осязаемым, и все по-разному распорядились и справились с ним.
“Одиночество — это не тогда, когда вы ночью просыпаетесь от собственного завывания, хотя это тоже одиночество. Одиночество — это не тогда, когда вы возвращаетесь домой, и все лежит, как было брошено … Настоящее одиночество, когда вы всю ночь говорите сами с собой — и вас не понимают. Для меня одиночество – это когда жизнь полна людей, а душой зацепиться не за кого…” (М. Жванецкий).
«Быть одному» и «быть одиноким» – разные понятия. Человек может быть один, но при этом не быть одиноким. И – человек может быть с людьми и быть одиноким. «Человек – это собирание себя, а одиночество – это когда мне что-то мешает собирать себя” (М. Мамардашвили), когда человек перестает чувствовать себя в своей колее жизни.
Побочка к разобщённости
В последнее время по телефону стали чаще звонить мошенники, и когда они понимают, что абонент не один, заставляют уединиться: “вы закон о конфиденциальности банковских операций нарушаете, передаете информацию третьим лицам” и т.п. Дальше они ничего не предлагают, пока это не осуществится, главное – увести говорящего туда, где никого нет, где он один, и тогда уж они его… Как инструмент, мошенники теперь используют разобщенность, чтобы человек ни с кем не посоветовался и выполнил их указания единолично, увы – фатально.
Одиночество в сети
Книга Я. Вишневского с таким названием была популярна лет двадцать назад. Социальные сети – один из способов избежать одиночества: мы находимся с друзьями на постоянной связи, а люди живут в разных странах. Человек получает общение, которого не хватает, расширение возможностей. Особенно пожилой – у него картина жизни часто малоподвижная, монотонная, стереотипная. Это может дать ощущение своей востребованности, социальной значимости, активности – «Я есть, я говорю, меня слышат», это имеет хороший терапевтический эффект.
Есть и другие функции, за которыми идут в сеть: решение рабочих вопросов, пиар, делиться информацией и получать её – если хорошо сформирована френд-лента, то в ней – люди, которые в клювике приносят информацию о новых фильмах, книгах, статьях, впечатления о посещении каких-нибудь мест. Получение лайков и участие в обсуждениях дают иллюзию близости.
Одиночество вдвоем
Ощущение одиночества возникает, когда человека не слышат, не понимают и не принимают то, что он хочет сказать. Бывает, пара давно живет вместе, а близкой эмоциональной связи в ней нет. Но у каждого есть потребность быть услышанным. Люди привыкают, многое упрощается, меняется, происходит амортизация семейных отношений. Кому-то, чтобы не чувствовать себя одиноким, хватает совместного хозяйствования. Кому-то – плюс еще и детей. А кому-то нужно ещё и поговорить.
«В человека вгрызлась боль, раздирает коготками,Разъедает будто соль где-то между позвонками.Исповедаться жене? Боль ей будет непонятна.Исповедаться стране? До испуга необъятна…» (Е. Евтушенко).
Бывает, что в паре одиночество испытывает только один. Это происходит, когда человек не услышан и не чувствует, что его хотят услышать. В парных отношения это периодически мерцает, весь вопрос в том – что люди с этим делают.
Выбор
Одиночество не всегда связано с разрушительными последствиями, с депрессией и с отсутствием самореализации. Бегство от одиночества может обернуться отказом от себя, от понимания своего места и окружения, подведения итогов, переосмысления, от своего «я». И. Кон в своей книге «80 лет одиночества» аргументирует различия между оставленностью, приводящей к депрессии и унынию, и уединенностью, воссоздающей человека, позволяющей реализоваться. На примере своей жизни автор показывает освобождение одиночества от предрассудков, он сам был одинок осмысленно и контролируемо, считал, что состариться юным – удел гениев, рассматривал своё одиночество, как оправданный выбор.
На обочине
Границы между одиночеством и погружением в социум, в отношения описывали многие писатели. “Сумев отгородиться от людей, я от себя хочу отгородиться” (И. Бродский). “Я предпочитаю быть один, но рядом с кем-то” (С. Довлатов).
“Писатель … находится на обочине. … Он проживает свой опыт за письменным столом, и это всегда нахождение на обочине, в стороне. Писательство — это даже не работа, это такой статус, который выдавливает тебя на обочину жизни сам по себе” (А. Генис).
“Для того, чтобы писать, нужен сердечный покой, а его нет, от суеты убегаешь в путешествия, вдруг заводится мысль, замысел, детали, но для того, чтобы писать, нужен дом, пока ездишь, волнуешься о тех, кого рядом нет. Дом – это когда внизу живёт семья, дышит, знаешь: живы. здоровы. Чердак – это мечта, под тобой кипят, живут, топят каким-то теплом любимым, а ты о них можешь наконец не думать, а потом снова нет возможности ничего делать, и эта суета, редакции, общения, ненужные разговоры, и опять надо выбирать очередной побег” (А. Битов).
“И хотя были тысячи рядом,Я всегда оставался один” (С. Липкин).
Грань совпадения
Чем человек талантливее, чем он больше отличается от большинства, тем более ему одиноко – нет равных собеседников. “Пошли мне, господи, второго такого, как я” (А. Вознесенский). Но есть тонкая грань: “Любимая, отличайся от меня хоть чем-то, чтобы нас было двое” (Сенека). Некоторые вещи и смыслы мы способны постичь лишь, столкнувшись с одиночеством. “Любовь – это два одиночества, которые соприкасаются и защищают друг друга” (Е. Каган).
Психотерапия
Одиночество с одной стороны – ситуация (Робинзона или Гагарина), а с другой – переживания. Психотерапевт не может в терапии исправить ситуацию – переместить Робинзона с его острова, но он может работать с тем, что тот переживает.
У одиночества всегда есть «корешок». Растет он из страха, агрессии, тревожащей мысли. Исходя из этого и подбирается «лекарство от одиночества».
Быть одиноким – это не приговор к страданиям. Это, скорее, разговор о том, как жить, как удерживаться на плаву, как существовать, «собирая себя».
Одиночество как клинический феномен встречается у людей шизоидного круга, они – уходящие от контактов, выбивающиеся из системы общения, аутичные. Случается и неклиническое одиночество – когда-то человеку бывает грустно, когда-то одиноко, и он сидит лицом в стенку, но в это время он «делает себя», что-то переживает.
Быть с собой
Для какой-то части людей непереносимо одиночество, потому что они не умеют быть «с собой» – когда остаются одни, им тревожно, нехорошо, неуютно, нечем заняться. Легче выйти на площадь, на митинг, на стадион и там попеть, поплясать, поболеть за что-нибудь. Это – тусовка, стремление не остаться наедине с собой. Иначе – скучно или страшно, нужно, чтобы вокруг было мелькание. У К. Чуковского в дневниках есть запись:
“Почему я ненавижу свою бессонницу: потому что я провожу в собственном обществе слишком много времени”.
Как научиться быть самому с собой? Стараться использовать те языки жизни, которые доступны. Если вы рисуете, играете, фотографируете – это всегда разговор с собой на не травматичном языке. Когда одиноко – можно посмотреть, чего не хватает. Пазл одиночества всегда состоит из нескольких элементов. Как правило, находится то, что ты можешь для себя сделать, чтобы не чувствовать себя одиноко. Бывает ощущение одиночества, когда ты одинок перед чем-то. Например, непереносимость пребывания одному в пустой квартире. В этом случае может помочь лёгкая музыка, негромкое радио.
Есть такое сравнение у писателя Ж. Сарамаго:
«Одиночество — это не расстояние между деревьями, не дерево посреди голой равнины, а неодолимое расстояние от листика до корня, от коры дерева до его сердцевины».
Автор: Нагорнова Наталья Анатольевна
Психолог, Кандидат психологических наук
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru