Галя так увлеклась разбором пряжи, что прозанималась этим делом вплоть до вечера. Когда начинало темнеть, в дом вновь пожаловала Надя, чтобы проведать свою соседушку, да предложить той отужинать вместе. Она застала женщину за вязанием.
Спицы ударялись друг о друга, убаюкивая и унося куда-то вдаль. Галя нацепила на нос свои очки, чтобы лучше видеть петли, накинула свой платок и быстро шевелила руками.
Иногда она вставала, чтобы подкинуть в печь несколько дровишек, а затем вновь присаживалась на стул между комодом и небольшим столиком у окна, и продолжала вязать. Мысли шли одна за другой, сначала они были тревожные, заставляющие иногда и слезу пустить, а затем перешли и в более спокойные.
Отправляясь в деревню совсем без денег и каких-либо знакомств, Галя не почувствовала даже страха, поскольку так устала жить в состоянии безнадёги и постоянных упрёков в семье дочери, что дом в какой-то глухой деревне, ей казался спасением.
Зять постоянно попрекал свою тёщу куском хлеба, напоминая ей, что та даже квартиры не заимела, всего и нажила то комнату в общежитии, да и всё. Взять с неё нечего, а значит и человек она недостойный, так зачастую выражался зять.
Дочка никогда и не защищала мать, стараясь ни в чём не прекословить супругу. Однажды Галя попыталась проявить хоть какое-то слово, указав дочери, что она всё же мать и та могла бы её защищать, на что Вика ответила:
- Ты что, хочешь, чтобы я одна осталась, как ты? – на этом разговор и окончился, больше к нему Галя и не возвращалась.
Все обиды в голове перемалывались постепенно, а после имели свойство закончиться в один момент и Галя вдруг обрела какую-то лёгкость. Она продолжала стучать спицами, довязывая первый следик. А ко второму пришло ощущение какой-то защищённости. В доме было тепло и уютно, у неё имелось в руках занятие, поэтому и жизнь показалась ей на миг не такой уж ужасной как раньше. В её сердце будто появился лучик надежды.
- Ну что, мать, айда ко мне вчерашний борщ доедать будем, - Надя опять поставила по-хозяйски руки по бокам, а увидев, как Галя начала протестовать, тут же сообщила, - отказов не приму, пошли.
И она вновь оказалась в доме Нади, где на стене веселись два портрета с молодыми хозяевами дома.
***
Весна прошла вся в заботах и хлопотах, связанных с посадкой огорода и приведением его в порядок. Каждый раз, находя на своём участке посаженный куст роз или клубни гладиолусов, которые видно так и не извелись за два года бесхозного отношения к земле, Галя, как ребёнок радовалась, высаживая свой цветник у дома.
Она решила, что дом Евдокии не потеряет своей красоты и привлекательности, она вдохнёт в него жизнь. Соседушки Надя и Валя стали неизменными подругами, одаривая свою подопечную то оставшимися саженцами помидор, то излишками семян лука порея, то недоеденными после зимы банками с засолками.
Обе женщины радовались возможности почувствовать своё благородство, взяв шефство над обездоленной и никому не нужной женщиной. Галя замечала некое соревнование между двумя дамами, где каждая старалась показать, что она благороднее и щедрее.
Соседки с удовольствием сплетничали друг про друга, и вскоре Галя узнала практически всю подноготную про обеих. Оказалось, что Авдей сначала ухаживал за Валентиной, а позже оставил её ради красавицы Надежды. Вот это соревнование и пошло ещё с тех времён, когда дружба между двумя девушками превратилась в вечный конкурс кто лучше.
Если первый случай про выбор в сторону Надежды рассказала сама Надя, то Валентина в следующий раз поведала о преданности и верности своего супруга Ивана и о бесконечных изменах в семье Авдея.
- Уж сколько она за ним бегала по деревне, да космы бабам выдёргивала, а он всё равно умудрялся. Есть же внебрачный сын в Клюевке, как раз там, где живут её дети, говорила она тебе? – с заговорческим видом ведала Валя новую сплетню, - дочка с сыном общаются с тем парнишкой то, а вот Надя категорически против и слышать о нём не желает. Всё старается обелить Авдея в глазах окружающих, будто мы не знаем, где он только не прошёлся со своей гармошкой, - на последней фразе Валя сама хихикнула над своей шуткой.
В другой раз, находясь на кухне Нади, Галя слышала уже другие сплетни о своей соседке.
- Ой, да чего только её Ванька не вытворял, один раз было дело трактор утопил в речку, ой шуму было, мой то Авдей его выручать бегал. Другой раз, помню, уснул он и в сарай врезался, всё разнёс в щепки, - Надя с удовольствием перечисляла все промахи чужого мужа.
А Галя слушала, да умилялась их соревновательным мероприятиям. Однажды она решила собрать обеих дам у себя во дворе, да посидеть вместе. Была ещё такая шальная мысль у Галины, помирить обеих женщин, чтобы перестали они соревноваться. Но не знала она сама, что в жизни соседки никогда в открытую и не ссорились, поэтому мириться не собирались.
- Слушай, Галя, так тебе сколько лет то? – задумчиво спросила Валя после выпитой рюмки настойки, которую принесла из дома.
- 64 стукнуло этой весной.
- Так молодуха ты у нас ещё, мужика тебе найти надобно, вот у тебя дело и пойдёт ладно в доме, - Валя взяла свою бутылочку и стала разливать по рюмкам, поскольку разговор намечался интересный.
- Началось в колхозе утро, - Надя с осуждением посмотрела на Валю, - какой мужик, ей бы самой прокормиться, где она тебе нормального найдёт? Одна пьянь по деревне бродит.
- Это ты на кого смотришь то? А я ей нормального жениха сыщу, - Валя уверенно глянула на соседку, - из меня сваха высший класс. Я вон Петровне подсобила, так и Галюньке найду не хуже.
- Чем это ты ей подсобила, надо бы узнать, - Надя установила руки по бокам, сердито поглядывая на Валю, готовясь к нападению, - вот этого лентяя Славку ей подсуропила, так он лежит на печи днями и ночами, палец о палец не ударит, она сама говорила, что его прогонять собралась.
- А это нормально, с мужиком надо общаться, воспитывать уметь, а то это вам не то, то не это, - обе уже кудахтали, словно куры в сарае.
- Как это их воспитывать? Затюкать, как ты мужика своего? Продыху от тебя нет у него, - Надя уже приподнялась, наклоняясь вперёд, быстро тараторя.
- С чего это мой затюканный, ты на своего бы посмотрела, да не на что, весь износился, - Валя тоже не отставала.
- Вот что, кумушку моя, дорогая, - Надя стукнула по столу, - если мужик нужен Гале, то лучше меня никто его и не сыщет.
- Да что ты, нашлась тут сваха местная.
- А кто Кирьяновых познакомил, да Филипповых, скажешь не я? – Надя опять наклонилась, открыв рот в конце.
- Когда это было то? Ты ещё вспомни кого ты в песочнице познакомила, - Валя даже не собиралась соглашаться со способностями Нади по сватовству, убеждённая, что она с этим справится куда лучше.
Так и повелось между этими двумя дамами, стали они Гале жениха подыскивать, да так рьяно, что спрашивать у самой потенциальной невесты согласия никто и не собирался.
Первый жених был уже обозначен, и на выходных он должен был явиться к Галине в гости. Это был Валин брат, который недавно овдовел и теперь срочно ищет себе жену. Как сказала сама Валентина, что ему подошла бы такая, у которой есть жильё, потому что в квартире хоть и просторно, но живёт он с семьёй сына.
***
А пора пошла ягодная, вот Галя и решилась сходить на поле, что было справа от поворота у дороги, на которой заканчивалась деревня. Надежда, сопровождающая её всюду по деревне, за ягодой идти отказалась, так как ноги у неё уже быстро не бегали, поэтому пришлось Галине отправляться одной.
Набрала Галя пол ведёрка, так как ягода была ещё совсем зелёная и рвать толком было нечего, зато прошлась по просторным полям, нагляделась на эту зелень, что и душой хорошо отдохнула.
Возвращаясь обратно, Галя уже дошла до крайнего двора, обходя по периметру ограды все владения чужого дома, как вдруг на неё выскочил козёл.
Животное преградило путь женщине, будто внимательно рассматривая свою жертву, затем наклонилось вниз и прыгнуло, желая больше напугать, чем и правда сделать удар рогами.
Галина оторопела, не зная в какую сторону ей можно было бы удалиться, поскольку бежать от козла было бессмысленно, а спрятаться негде. Тот же времени зря не терял и не видя никакого оружия в виде палки в руках Галины, ринулся вновь вперёд, прыгая вверх, выставляя свои передние копыта.
Галя от страха закричала и упала, выронив ведро. Ягода посыпалась в траву, в самом ведре же оставалось совсем немного, тогда козёл в довершение всего подошёл ближе и толкнул рогами синий предмет, высыпая всё содержимое до конца.
- Прошка, ах ты негодник, я тебя сейчас задам, - со двора, откуда выпрыгнуло животное, послышался мужской голос.