Группа давным-давно уже прекратила своё существование, но их творчество, конечно же, осталось и радует всех тех кого оно радует!!!
The Doors образовались в середине 60-х годов прошлого века. Группа выпустила девять студийных альбомов. Но тут надо отметить, что последние три студийника вышли уже без Джима Моррисона, ибо он покинул этот мир в 1971-м году. А ведь в основном именно благодаря его текстам, его вокалу и его харизме The Doors получили бессмертную славу.
Я не являюсь большим знатоком творчества The Doors, но последнее время начал с интересом его изучать. Кстати, альбом 1968-го года "Waiting For The Sun" у меня в фонотеке уже давно, с середины 90-х годов. Кто-то мне его видимо подарил, ибо я тогда такую музыку не слушал и релиз этот вряд ли бы купил. Но уже тогда мне понравились несколько песен, они мне показались не похожими на то, что было в ту эпоху расцвета рок-н-ролла, у них был свой стиль и свой почерк. А это всегда было ценным в мире музыки.
На сегодняшний день из всех альбомов The Doors мне очень нравится "L.A. Woman". Вышел он в 1971-м году и был последним альбомом группы при жизни Джима Моррисона. Не знаю почему, но меня он зацепил сразу, как-то он с первой же песни настроил меня на нужный лад, на нужную волну. Да и заканчивается альбом тоже правильно, песней "Riders On A Storm". Шикарная вещь. Вообще, весь альбом очень органичный.
Я слушал цифровой релиз 2021-го года, который вышел к пятидесятилетнему юбилею. Hi-Res 24/192. Что может быть лучше? Но до него и других изданий было много, например SACD, но основном на компакт-дисках, конечно. Винил я в расчёт не беру, его у меня нет.
Само собой многие эти релизы я послушал и сделал для себя выводы, что же всë-таки мне понравилось больше.
Сначала решил послушать издание на компакт-диске из Японии 2005-го года. Мало того, это не просто CD, это HDCD. На задней обложке написано, что ремастеринг делался с мастер-ленты. Оцифровка была сделана с разрешением в 24/96. Сделано это было ещё в 1999-м году. За процесс ремастеринга отвечали Bruce Botnick и Bernie Grundman.
Если сравнивать с ремастером Hi-Res 24/192, то этот японец звучит по-современному. В первую очередь из-за того, что тут прошлись по динамике записи. DR на заглавной песне равен 8, в то время как на хай-резе 2021-го года он равен 10. Вроде бы немного, но восприятие музыки становится уже другим. Да и ещё эквалайзером тут поработали. Короче, вряд ли это можно считать правильным и близким к оригиналу звуком.
Ок, а где тогда правильный звук? Ну давайте послушаем самые ранние релизы на компакт-дисках, где, собственно говоря, над звучанием ещё не колдовали, как на ремастерах.
1985-й год. CD из Западной Германии. И вот здесь уже звук другой. Слушаешь его и понимаешь из какой эпохи запись. Да, он не такой яркий как на ремастере 2005-го года, но он честнее. И кстати, Hi-Res 24/192 по звучанию близок к первому изданию на CD. DR на этом компакт-диске, на заглавной песне, равен 12.
Ладно, а что ещё есть на компакт-дисках? Ну, изданий на них очень много и все перебирать времени не хватит. Поэтому давайте послушаем компакт-диск, который был выпущен к сорокалетию альбома "L.A. Woman".
Друзья, слушая эту версию, я не нашёл каких-то различий от версии 2005-го года. Такое же громкое и современное звучание. Такие варианты хорошо записывать на кассету, если Вы вдруг надумаете. Я возможно так и сделаю...
А давайте-ка послушаем релиз на SACD. 2013-й год. Ремастер сделал Doug Sax. Знакомое имя по ремастерам из 90-х альбомов Pink Floyd.
Звучание суховатое, очень похоже на ремастер Hi-Res 24/192. Только на SACD звук заметно тише. DR на заглавной песне равен 12. Это вообще самый тихо звучащий релиз этого альбома из всех, что я слушал. Из аннотации к изданию написано, что при ремастеринге старались ничего не добавлять. И скорее всего так и было. Но мне показалось, что SACD звучит глуше чем первое издание на CD 1985-го года. Вполне возможно, что мастер-лента с годами хранения часть высоких частот растеряла.
Мне если честно звук с супер аудио не зашёл. Сухо и глухо. Не моё... Я всё-таки выбираю либо первое издание на CD либо Hi-Res 24/192.
И ещё пару слов о непосредственно самой записи. Очень классная работа звукорежиссёра. Напомню, что альбом записывался в 1970-м году. А в ту пору, работая уже со стереозвуком, многие звуковики не знали, что с ним делать - барабаны справа, голос слева, гитара по центру... Но здесь всё очень и очень круто сделано. Большое уважение!
И от себя добавлю - альбом "L.A. Woman" бесподобен, музыка просто волшебная... и на века!!!