Найти тему
Мария Шивади

Три сферы накопления заслуг. Дарение.

Продолжая рассказывать про карму, нужно разобрать тему накопления заслуг.

Три сферы накопления заслуг - это три способа совершения благих дел, развития благого сознания, а именно: дарение, нравственность и медитация.

Первой сферой накопления заслуг является даяние или дарение, то есть щедрость: карма дарения чего-либо кому-либо. Такое действие по своей природе противоположно жадности.

С дарением не все так просто как кажется. Это не просто развитие качества щедрости. Принципиально важно кто совершает дарение и кому.

Большинство практикуют дарение без знания о действии кармы. Например, кто-то может совершать подношения с доброжелательностью, желая помочь другому, например, это относится к подаянию еды или иных необходимых вещей бедным, нуждающимся и т. д. А кто-то может подавать отшельникам и монахам просто по доброте душевной. Другой же может делать пожертвования в силу обычая, традиции или религиозных убеждений. Или кто-то может совершать подношения желая иметь хорошую репутацию и уважение. А кто-то готов сделать даяние даже из-за страха осуждения. А кто-то может даже делать даяние, имея неправильные воззрения, например, веря в отсутствие какого-либо результата пожертвования, и в то, что нет перерождения после смерти и т. д. Но даже в таком случае дарение является благим поступком.

Дарение, совершённое со знанием о действии кармы, обладает большей силой.
Качество дарения бывает низшим и высшим.

Низшее дарение.
Условия для низшего дарения.
1. Дающий заработал на подношение за счёт неправильных средств к жизни.
2. Дающий имеет низкие нравственные качества или вообще не наделён нравственностью: он либо соблюдает лишь некоторые правила нравственного поведения, либо живёт совсем без каких-либо моральных принципов.
3. Ум дающего связан с чем-то плохим до или после возникновения кармических сознаний, обусловленных подношением. Например, перед даянием он может быть раздражён или чем-то обеспокоен. Он может быть недоволен даром или он может иметь несерьёзное отношение к дарению и отвлечённо совершить его; после подношения он может сожалеть о сделанном. Он также может обладать лишь поверхностной верой в действие кармы. Он даже может сделать подаяние, руководствуясь желанием получения мирской выгоды или чувственных удовольствий в следующей жизни, когда он переродится богатым человеком или божеством.
4. Получатель имеет низкие нравственные качества или вообще не наделён нравственностью: он либо соблюдает лишь некоторые правила нравственного поведения, либо живёт совсем без каких-либо моральных принципов.
Всё это примеры того, как дарение может сопровождаться бесчисленным количеством неблагих сознаний, укоренённых в жадности, отвращении и заблуждении, что и определяет его низкое качество.

Высшее дарение
Условия для высшего дарения имеют противоположное значение:
1. Дающий заработал на подношение за счёт Правильных средств к жизни.
2. Дающий обладает высокой нравственностью: он соблюдает правила нравственного поведения.
3. Ум дающего связан с чем-то хорошим до или после возникновения сознаний, обусловленных подношением. Например, перед подаянием он может с радостью прилагать усилия для того, чтобы подготовить хорошие дары. Он может совершить подношение с почтением, сосредоточением, пребывая в счастливом настроении. После дарения он может возрадоваться тому, что сделал. Дающий обладает глубокой верой в действие кармы. Он может сделать пожертвование, руководствуясь желанием достичь Ниббаны.
4. Получатель обладает высокой нравственностью: он соблюдают правила нравственного поведения. Наивысшим получателем, безусловно, является Будда, далее следуют другой Арахант, Благородный или практикующий ради достижения Арахантства. Но ещё более высоким получателем является монах или монахи, послушник или послушники, представляющие собой Сангху.

Всё это примеры того, как дарение может сопровождаться бесчисленным количеством благих сознаний, укоренённых в не-жадности, не-отвращении и радости.

Вот такая вот информация к размышлению))) Теперь, решив совершить дарение, пожертвование, нужно хорошо подумать во первых о том, как вы заработали деньги, которые хотите пожертвовать, какой образ жизни вы ведете, в каком состоянии сознания находитесь, о ваших мотивах. А еще важнее - кому вы жертвуете, на что пойдут эти деньги, что вы усилите, увеличите своей энергией, своими деньгами, сделав пожертвование. Беспроигрышный, так сказать, вариант, если конечно тут можно это слово применить - совершать даяние тому, кто распространяет знания о Дхарме, или например, на строительство ретритных центров. По крайней мере я делаю именно так, потому, что мне важно иметь возможность практиковать, получать знания, распространять их дальше. Например попасть на ретрит - это не просто так и это не происходит случайно, так же как и возможность быть рядом с учителем, и даже чтобы в руки попала нужная книга. Поэтому своими вложениями Я усиливаю именно это.