Сегодня, мои хорошие-золотые, на небе только и разговоров, что про тест С.Ефремцева, подготовку к ЕГЭ по русскому и аудиокнигу «Преступление и наказание».
Вряд ли кого-то удивишь утверждением, что современные дети не любят читать. То есть они
тоскуют над книжкой и засыпают над ней,
не понимают ничего до такой степени, что после прочтения не в состоянии пересказать сюжет.
И всё это не из-за злого умысла, не из-за лени, а потому что не сформирован навык.
И тогда «на помощь» приходит аудиокнига. Кажется, вот оно, спасение. Включай «Тихий Дон» под негромкую музыку, слушай, наслаждайся, и дело в шляпе. Через три дня ты уже знаешь кунг-фу можешь спокойно писать по произведению сочинение.
Ах, если бы.
Еще один уморительный «способ» познакомиться с книгой придумал в прошлом году мой ученик Мурад. Он просил своих друзей пересказывать (пересказать, Карл!) ему прочитанные ими произведения. Деть был так уверен в успехе (готовился к итоговому сочинению), что и слушать не хотел мои вопли про «штирлиц, это провал» безумие этой идеи. Он решил, что базовым произведением для него станет «Преступление и наказание» и уверял меня, что он всё в этом детективчике понял. Я сначала вырвала себе все волосы на голове, а потом словила дзен – ну не сдаст с первого раза итоговое сочинение деть, ну что за беда. Сдаст со второго. Или третьего. Всё равно же сдаст. А Мурашка, как я его называла, был так уверен, что всё будет тип-топ, что даже поспорил со мной на миллион, что он сочинение напишет с первого раза на «зачёт», лол. Это были бы самые легкие деньги в моей жизни, если бы деть после «незачета» не отморозился и не сказал, что пошутил )) Было даже немного грустно.
Итак, во-первых, только потому, что изменился канал получения информации, проникновения в художественный образ не случится по щелчку пальцев – нужен сформированный навык.
Небольшая пояснялка
Любое произведение искусства в основе имеет художественный образ – будь это картина, фотография, рассказ или музыкальная пьеса (хотя с музыкой всё сложнее, чем с другими видами искусства). Чтобы понять, что хотел выразить автор, нужно проникнуть в образ, и это всегда требует усилия, большого или маленького, потому что сам образ является в каком-то смысле преградой, плёночкой, сквозь которую нужно «прочпокнуться». Если этого не случилось, восприятие произведения остается на нуле. Мы ничего не поняли, ничего не запомнили, не заинтересовались. Именно поэтому детям так часто скучно читать – им не хватает практики или усилий проникнуть в образ, поэтому это для них такая тоска. Они видят только буквы, много букв и не понимают, зачем им всё это.
Конец небольшой пояснялки
Во-вторых, большинство современных детей визуалы.
У нас есть несколько каналов восприятия: аудиальный (понятно), визуальный (понятно) и кинестетический (через обоняние, осязание). Большинство из нас, как правило, визуалы, то есть нам легче всего воспринимать информацию через зрительный канал. Его очень часто «эксплуатируют» способные дети: на перемене прочитал параграф по географии, и всё, к опросу готов. И когда ребенок с ведущим визуальным типом восприятия слушает аудиокнигу, для его головы такое «чтение» оказывается двойной работой: во-первых, ей нужно проникнуть в художественный образ, а навыка нет. Во-вторых, задействуется неосновной канал восприятия, что усложняет процесс. В итоге голова воспринимает содержание книги хуже.
Получается, что аудиокнига по-стоящему полезна только тем, у кого ведущий тип восприятия аудиальный или кинестетический. Но и это еще не всё. На экзамене выпускнику в любом случае придётся читать текст, а не слушать. То есть даже если ребёнок аудиал и ему легко дается «чтение» аудиокниги, всё равно он должен поддерживать себя текстом – зрительный канал необходимо развивать.
Тест на определение ведущей перцептивной модальности С.Ефремцева есть везде, в том числе и на моём сайте ;) Да, вопросы немного морально устарели, но всё равно остаются рабочими.
А ваш ребенок аудиал или визуал?
#егэ #егэпорусскому #школа