Найти тему
Алена Мишурко

МАРКИРОВКА РЕКЛАМЫ

Что и как нужно маркировать, чтобы не влететь на штрафы

До сентября об этом законе было известно лишь то, что он есть. И что с сентября за отсутствие маркировки на рекламных материалах можно будет получить штраф.

Итак, сентябрь. Вижу среди моих студентов и подписчиков волнения: что значит маркировка, кому она нужна, что нужно маркировать, а что нет… Да и нагнетателей паники нельзя сбрасывать со счетов: вносят свою лепту.

Наши главные враги сейчас - суета, неразбериха и паникеры. И прием против них один: нужно во всем разобраться!

Я перелопатила кучу инфы, долго пытала своего юриста и собрала для вас самую нужную информацию. Давайте спокойно разберемся.

Закон об обязательной маркировке интернет рекламы принят давно, с 1 сентября только появились штрафы за неисполнение.

Закон сырой, формулировки в нем и, например, разъяснения ФАС или Роскомнадзора действительно расходятся. Отсюда и разночтения, и разные рекомендации от юристов.

Но такая ситуация не впервые! Мы все это уже проходили много лет назад, когда ввели маркировку других видов рекламы. Сейчас все дружно начнут отчитываться, будут первые прецеденты. А следом и точные разъяснения. Со временем мы разберемся во всех нюансах и это перестанет быть таким пугающим.

-2

Сейчас вместо паники и бессмысленной траты нервов мы можем подстелить себе соломку и постараться соблюдать закон, чтобы к нам вопросов не возникало.

Итак, пять важных моментов.

1. Инстаграм*

Технически в России Инстаграма нет. Значит в нем и рекламы нет, а значит маркировать нечего.

Поэтому, если вся реклама вашего проекта это reels, посты и сторис, то выдыхайте и работайте как привыкли.

Если вы активно закупаете рекламу у блогеров, значит решение для себя вы уже приняли: штрафы за рекламу на запрещенных ресурсах (ч.9 ст.14.3 КоАП) введены уже давно. Но довольно странно будет маркироваться и подавать отчетность, где черным по белому написано «я рекламируюсь на запрещенном ресурсе, вот вам отчет и доказательства».

Посмотрим увеличится ли внимание к Инстаграм, но пока просто продолжаем работать.

2. На всех других площадках маркировка обязательна

Проверяет бот: бегает по всевозможным ресурсам и оценивает публикации на наличие рекламного контекста.

Есть контекст - должна быть маркировка. Нет контекста - не нужно. Значит основную роль играет подача.

Давайте разберем три варианта подачи: рекламный контекст, информирование и продукт в жизни человека.

3. Рекламный контекст

Это активная подача продукта, его преимуществ с целью стимулирования спроса.

Не важно платный это продукт или бесплатный, оплатили вы размещение или это бартер, вы смотрите только на наличие контекста.

  • Т.е. если в чужом ТГ канале автор рассказывает какой у вас шикарный магазин нижнего белья, как у вас удобно покупать и дарит промокод, который действует 3 дня - это реклама.
  • Если активно рассказывают какой классный у вас бесплатный вебинар, сколько там будет полезного и почему необходимо зарегистрироваться на него прямо сейчас - это реклама.

Она должна быть промаркирована, отчетность сдана своевременно.

САМОРЕКЛАМА или реклама своих товаров\услуг\инфопродуктов на своей площадке.

В законе нет такого слова - самореклама. Есть просто реклама. Поэтому я приняла решение маркировать свой контент (в своем аккаунте), в котором есть рекламный контекст.

Вот так:

Реклама. ИП Мишурко А.А. ИНН 761015396058

4. Информирование

Это если вы просто рассказываете о том, что у вас есть. Если на сайте просто перечислены ваши товары или курсы - это информирование. Тут нет рекламного контекста, вы не склоняете покупателей к покупке.

Но, если вы повесите большой баннер, где будет написано «Скидка на весеннюю коллекцию 30%» - это реклама. На своем ресурсе. И я такие баннеры тоже буду маркировать.

Аналогично, если вы в публикации просто перечисляете, что к вам можно придти на: консультацию, сопровождение, групповое обучение, а еще в индивидуальную работу - это информирование. Маркировать не надо.

5. Продукт в жизни человека

Это все, что касается отзывов. Если человек пришел к вам на маникюр, выложил отзыв и написал, что вы огонь - это не реклама.

Вы так же спокойно можете показывать, что вы что-то покупаете, оставлять отзывы и отметки. Вам за это ничего не будет.

Согласитесь, даже очень активный и позитивный отзыв отличается от рекламной подачи.

Как всегда в новых и не очень понятных законах, каждый из нас сам принимает решение как его исполнять. Как я решила, я написала.

P.S. Часто задают вопрос про нативную рекламу. Отвечу!

Нативной рекламы не существует. Или это личная рекомендация или реклама. Неважно - бартер это, взаимопиар или оплаченная реклама. Важно - есть ли в этом сообщении рекламный контекст.

*Instagram, продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России