Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Клод Шаболь: "На двойной поворот ключа", "Милашки" и "Щеголи"

На двойной поворот ключа / À double tour. Франция-Италия, 1959. Режиссер Клод Шаброль. Сценаристы: Клод Шаброль, Поль Жегофф (по детективу Стэнли Эллина «Ключ от Николас-стрит»). Оператор Анри Декэ. Актеры: Жан-Поль Бельмондо, Мадлен Робинсон, Антонелла Луальди, Жак Дакмин, Жанна Валери, Андре Жослин, Марио Давид, Андре Дино, Ласло Сабо, Бернадет Лафон и др. Премьера: 14 ноября 1959. 1,4 млн. зрителей (Франция).

-2

В экранизации детектива Стенли Эдлина «Ключ от Николас стрит» Клод Шаброль увлеченно играл по правилам Хичкока. Фильм получил название «На двойной поворот ключа» и помимо криминальной интриги, связанной с загадочным убийством любовницы некого владельца загородной усадьбы, содержал милые сердцу режиссера саркастические зарисовки характеров и быта французских буржуа, коих без конца эпатировал нагловатый персонаж Жана-Поля Бельмондо и сексапильная героиня Бернадетт Лафон.

-3

Холодная, язвительная стилистика этого фильма согласно правилам «крими»-игры была достаточно плотно упакована в яркую цветную обертку стандартной коммерческой продукции (в отличие от двух первых черно-белых фильмов Шаброля, «Двойной поворот...» финансировался крупными франко-итальянскими кинокомпаниями).

Александр Федоров, киновед

-4

Милашки / Les Bonnes femmes. Франция-Италия, 1960. Режиссер и сценарист Клод Шаброль. Оператор Анри Декэ. Актеры: Бернадет Лафон, Клотильда Жоано, Стефан Одран, Люсиль Сен-Симон, Марио Давид, Пьер Бертен, Жан-Луи Мори, Альбер Динан, Аве Нинки, Саша Брике, Клод Берри и др. Премьера: 22 апреля 1960. 0,5 млн. зрителей (Франция).

Еще на съемках «Кузенов» Клод Шаброль (1930-2010) обратил внимание на незаурядные способности молодой актрисы Стефан Одран, ставшей его второй женой и исполнительницей многих ролей в лучших его картинах.

Стефан Одран (1932-2018) вместе с Бернадетт Лафон (1938-2013) появились и в картине Шаброля «Милашки». По сути это снова была киноигра, на сей раз в страшноватую сказочку типа «Красной шапочки и Серого волка». Правда, вместо красных шапочек на экране были симпатичные продавщицы из магазина, а и.о. Волка стал некий сексуальный маньяк-мотоциклист.

При этом Клод Шаброль, как обычно, рассказывал весьма правдоподобную внешне историю, начиненную бесчисленными бытовыми подробностями, диалогами, довольно тонкой психологической атмосферой в духе «новой волны». Но все-таки главным притягательным моментом «Милашек» была ироничная режиссерская игра Шаброля, по ходу сюжета то и дело «подмигивающего» искушенному зрителю.

Александр Федоров, киновед

-5

Щеголи / Ухажеры / Les Godelureaux. Франция-Италия, 1961. Режиссер Клод Шаброль. Сценаристы: Клод Шаброль, Поль Жегофф (по роману Эрика Оливье). Оператор Жан Рабье. Актеры: Жан-Клод Бриали, Бернадетт Лафон, Шарль Бельмон, Жан Тиссье, Саша Брике, Лаура Карли, Стефан Одран и др. Премьера: 17 марта 1961. 0,2 млн. зрителей (Франция).

В «Щеголях» Жану-Клоду Бриали (1933-2007) досталась роль современного дьявола-искусителя, вводящего (с помощью очаровательно наглой героини Бернадетт Лафон) во грех бездельничающего племянника богатого дядюшки.

В какой-то степени «Щеголи» можно считать парафразом фильма «Дамы из Булонского леса» (1945) в стилистике «Nouvelle Vague / новой волны» (здесь нельзя не отметить вклад превосходного оператора Жана Рабье, с которым Клод Шаброль работал многие годы).

«Щеголи» были поставлены иронично, представляя собой смелую по тем временам смесь цинизма и сарказма и едких шпилек в адрес лицемерия буржуазного общества (особенно характерна в этом смысле сатирическая сцена «благотворительного» вечера).

Увы, советские зрители 1960-х – 1980-х так и не дождались демонстрации этой и других картин Клода Шаброля 1950-х – 1960-х годов в широком прокате.

Официальная московская киножурналистика в духе тогдашней идеологической конфронтации обвиняла Клода Шаброля (1930-2010) в пропаганде «сомнительных истин», в «двусмысленности, неточности авторской позиции», «патологическом натурализме деталей», «плохом вкусе», «псевдофилософии и анархическом отношении к действительности», акцентировании «темных сторон человеческой души» и т.д. и т.п.

Сегодня это кажется нелепым, но в те времена для подавляющего большинства любителей кино в России французская «новая волна» существовала только на страницах киножурналов и книг, да и то в искаженном, если не изуродованном виде...

Александр Федоров, киновед

(текст из проекта «Клод Шаброль»: по волнам моей памяти», продолжение следует)