Торжественная простота Середникова
В нескольких километрах от платформы Фирсановка Октябрьской железной дороги в живописной парковой зоне находится одна из самых романтичных усадеб Подмосковья — Середниково. Архитектурный комплекс имения с его классицистической ясностью и строгой изысканностью, сплавленный с окружающей природой, кажется на редкость совершенным.
Поместье, основанное князьями Егуповыми-Черкасскими в первой четверти XVII столетия, оставалось во владении этого рода до 1770 года. Затем имение перешло к Н. А. Камынину, в 1775 году — к сенатору В. А. Всеволожскому, позднее — к его брату С. А. Всеволожскому. При Всеволожском, перенёсшем усадьбу на новое место, в конце 1770-х годов и был создан необычайно гармоничный и целостный усадебный ансамбль в стиле классицизма. Автор проекта неизвестен. Причастность к замыслу И. Е. Старова документально не подтверждается.
На месте же прежней усадьбы сохранилась небольшая барочная церковь, возведённая в 1693 году по заказу И. М. Егупова-Черкасского. После 1811 года владение трижды переходило из рук в руки. В 1825 году его приобрел Д. А. Столыпин, в 1869 году — И. Г. Фирсанов, с 1882 по 1917 годы хозяйкой Середникова была его дочь, известная покровительница искусств В. И. Фирсанова.
Парадная часть усадьбы рассчитана на постепенное восприятие, она
как бы неторопливо раскрывается сначала в просвете долгой подъездной аллеи, по сторонам которой расположились хозяйственные дворы, потом — за ажурными створками кованых ворот. Почти прямоугольный курдонер образуют главный дом и две пары флигелей, связанные крытой галереей-колоннадой. Все постройки жилой части, отмеченные торжественной простотой, венчают легкие надстройки-бельведеры.
Парковый фасад дворца решён с большой долей лиризма. Это лучшее украшение Середникова. От полукруглого выступа с балконом на втором этаже, по пологому склону к большому пруду широкими уступами спускается лестница, сложенная из больших каменных плит. Её затеняют пушистые лиственницы, устилающие бархатистой хвоей отполированные до блеска ступени. Боковые дорожки, радиально огибая центральный спуск, также неудержимо стремятся вниз.
Парк имения спланирован с учётом естественного ландшафта, особенностью которого являются глубокие овраги. По словам И. Г. Пыжова, В. А. Всеволожский не считался с финансовыми затратами на обустройство своих владений, он «насыпал гору сажен в семь вышиной, чтоб поставить на неё беседку, и посадил на горе сосновую рощу. Для реки вырыл другое русло, а из старого сделал пруды, через реку построил мосты, а у самой реки мыльню... на том берегу развел великолепный сад. По концам села стояли башни, словно церкви, а в середине рядами тянулись оранжереи».
Мосты, стягивающие берега оврага, сохранились по сию пору. Особенно
эффектно выглядит облицованный белым камнем трехарочный Чёртов мост, каменным исполином протянувшийся через большой ров.
Усадьба связана с именем М. Ю. Лермонтова, с 1829 по 1832 годы неоднократно гостившего в имении своего двоюродного деда. В то время Середниково принадлежало Столыпиным — близким родственникам Е. А. Арсеньевой, бабушки Лермонтова. По словам Б. Г. Федорова, автора биографии П. А. Столыпина, «кроме Алексея и Дмитрия Аркадьевичей, никто из Столыпиных не любил своего знаменитого сородича М. Ю. Лермонтова» из-за его вспыльчивого нрава. Поэтому обелиск поэту у дома был поставлен не родственниками, а В. И. Фирсановой, чтившей его память.
С деятельностью В. И. Фирсановой связан период обновления жилого комплекса. При ней заново отделываются личные апартаменты и парадные комнаты, в 1890-е годы плафон овального зала во втором этаже был расписан на темы лермонтовского «Демона» художником В. К. Штембергом. При Фирсановой имение превращается в своего рода культурный центр, в гостях у неё бывал и Ф. И. Шаляпин.
После Октябрьской революции 1917 года усадьбу постигла типичная
участь дворянских гнёзд. Здесь сначала разместился дом отдыха «Тишина», позднее — туберкулёзный санаторий «Мцыри». В 1992 году было принято решение о передаче Середникова Национальному лермонтовскому центру, который возглавил потомок поэта и его тезка М. Ю. Лермонтов. Спустя десятилетие усадебный комплекс преобразился, обновлённые здания засияли свежей белизной, парк был вычищен и приведён в порядок.
Наталья Бондарева «Торжественная простота Середникова» (Мир Музея. 2010. № 1. С. 22 - 25)
#мирмузея #архивмирмузея #мирмузеяархив #мирмузея2010 #усадьба #Середниково #Лермонтовскоенаследие #настоящиеценностибудущего #знание