Несмотря на то что Тандерчиф поступил на вооружение в 1958 году, известность он получил только во время войны во Вьетнаме. Виной всему ряд технических неполадок, которые требовали решения и времени. Его разработка началась в начале 1950-х годах как самостоятельный (не по госзаказу) проект Republic Aviation, которая планировала замену F-84F Thunderstreak.
Тандерчиф проектировался как сверхзвуковой низковысотный истребитель, способный доставить ядерное оружие к целям в глубине территорий противника. Группа инженеров под руководством Александра Картвели создала быстрый самолет с большим двигателем. Поскольку F-105 предназначался для проникновения вглубь территории и нанесения точечного удара, маневренность самолета была принесена в жертву скорости и характеристикам на малых высотах.
1. Проектирование и разработка.
Военным понравился новый проект Репаблик. В сентябре 1952 года ВВС разместили первоначальный заказ на 199 самолетов. Однако с окончанием войны в Корее заказ сократили до 37 истребителей-бомбардировщиков и 9 самолетов-разведчиков. По ходу разработки стало ясно, что конструкция получается слишком большой, чтобы использовать ее с изначально выбранным турбореактивным двигателем Allison J71.
Выбор конструкторов пал на Pratt & Whitney J75. Однако они были еще не доступны. В связи с этим в первый прототип YF-105A установили Pratt & Whitney J57-P-25, с которым удалось развить максимальную скорость в 1,2 Маха. Испытательные полеты показали, что самолет был недостаточно мощным и страдал от проблем с околозвуковым сопротивлением. Решением этой проблемы должна была стать силовая установка J75. Для этого менялось расположение воздухозаборников и было проведено общее перепроектирование фюзеляжа, который изначально имел вид "плиты". Опираясь на опыт других производителей, в Репаблик применили "правило площадей" Уиткомба, сгладив фюзеляж и слегка сжав его в центре.
"Британец Ричард Уиткомб сформулировал "правило площадей". 29 Декабря 1951 года он подтвердил это экспериментально. Суть состоит в том, что для уменьшения аэродинамического сопротивления в районе трансзвуковых скоростей площади поперечных сечений движущегося тела по его длине должны быть постоянными и стремиться к площади тела вращения.". Информация с сайта www.aviaspace.ru.
2. Название.
Чтобы продолжить традицию компании использовать в названии приставку "Тандер" начавшуюся с истребителя-бомбардировщика времён Второй мировой войны P-47 Thunderbolt, Репаблик потребовала у ВВС, чтобы новый самолет получил обозначение Thunderchief.
По словам летчиков F-105, прозвище "Thud" ("Стук" или "Глухой удар") было навеяно персонажем "Chief Thunderthud" из телесериала "Хауди Дуди". Другая версия появления прозвища относила к звуку, с которым самолет падал на взлетку при посадке. Наступательные возможности самолета саркастически назывались "Тройной угрозой". О мог бомбить вас, обстрелять вас, ну или рухнуть на вас.
3. Доработки.
Модернизированный самолет, получивший название F-105B, развивал скорость до 2,15 Маха. В нем была усовершенствована электроника, включая систему управления огнем MA-8, прицел K19 и радар AN/APG-31. Эти усовершенствования были необходимы, чтобы позволить выполнить задачи по нанесению ядерного удара. Измененный самолет поднялся в небо 26 мая 1956 года. В следующем месяце был создан учебно-тренировочный самолет F-105C. При этом работы над созданием разведывательного варианта RF-105 были остановлены.
4. Ранние модификации.
27 мая 1958 года F-105B поступил на вооружение 335-й эскадрильи тактических истребителей. Как и у многих новых самолетов, у "Тандерчифа" были некоторые проблемы с системами авионики. После того как с ними разобрались, в 1960 году был представлен новый вариант F-105D, а самолеты модели "B" передали Национальной гвардии ВВС.
Последний серийный вариант "Тандерчиф" F-105D имел радар R-14A, навигационную систему AN/APN-131 и систему управления огнем AN /ASG-19, которая обеспечивала самолету всепогодность и возможность доставки ядерной бомбы B43. ВВС США планировали купить 1500 самолетов модели F-105D, но министр обороны Роберт Макнамара сократил заказ до 833 единиц.
5. Характеристики Republic F-105D Thunderchief.
Длина: 19,6 метров.
Размах крыльев: 10,65 метров.
Площадь крыла: 35,81 метров.
Вес пустого: 12700 кг.
Максимальная взлетная масса: 23835 кг.
Экипаж: 1 человек. (в поздних разведывательных вариантах 2 человека).
Силовая установка: один ТРД Pratt & Whitney J75-P-19W .
Максимальная дальность полета 3980 км.
Максимальная скорость на высоте: 2,08 Маха.
Практический потолок: 15850 метров.
Одна 20 мм пушка M61 "Вулкан", с боекомплектом в 1028 снарядов.
Максимальная масса вооружения на пяти наружных пилонах и в бомбоотсеке, достигала 7800 кг. До 16 бомб массой от 112 до 342 кг или двух блоков запуска НУР.
Возможность использования тактической ракеты "воздух-поверхность" AGM-12 Bullpup и управляемой ракеты "воздух-воздух" AIM-9 Sidewinder.
В бомбоотсеке F-105D мог нести и ядерную бомбу.
6. Проблемы.
Эскадрильи F-105D в Западной Европе и Японии жаловались на некоторые технологические проблемы. В том числе на сложности при посадке. В результате весь парк F-105D был снят с производства до тех пор, пока шла работа по устранению неполадок. К 1964 году большинство проблем были решены, хотя некоторые с двигателем и топливной системой устраняли в течении следующих трех лет.
7. Война во Вьетнаме.
С начала 1960-х годов назначение "Тандерчифа" как "доставщика" ядерного оружия было изменено на ударный бомбардировщик. Именно в этой роли он и отправился в Юго-Восточную Азию. Высокая скорость и превосходные характеристики самолета на малой высоте делали его идеальным для поражения целей на территории Северного Вьетнама. Он намного превосходил F-100 Super Sabre, использовавшийся в то время.
Первые F-105D поступали на американские базы в Таиланде. Первые боевые вылеты начались в конце 1964 года. Уже с марта следующего года эскадрильи F-105D взяли на себя основную тяжесть воздушной войны над Северным Вьетнамом. Стандартный вылет Тандерчифа в Северный Вьетнам включал дозаправку в воздухе, скоростной проход и выход из района цели на малой высоте.
Несмотря на прочность самолета, летчики F-105D имели только 75-процентный шанс завершить тур из 100 вылетов. К 1969 году F-105D начали заметь на F-4 Phantom II. Но работа у них не закончилась. Они продолжали совершать вылеты против северовьетнамских ПВО.
В 1965 году был разработан первый вариант F-105F "Уайлд Уизел". В нем было второе кресло для офицера РЭБ. Машина предназначалась для подавления ПВО. Прозванные "Дикими ласками" эти самолеты выявляли и уничтожали северо-вьетнамские зенитно-ракетные комплексы. Самолет доказал высокую боеспособность. Его большая полезная нагрузка и усовершенствованная электроника позволяли наносить сокрушительные удары. В конце 1967 года на вооружение поступил усовершенствованный вариант F-105G "Дикая ласка". Тандерчифы, как правило, первыми появлялись над целью и последними уходили.
8. Конец карьеры.
В то время как F-105D были полностью сняты с операций к 1970 году, "Дикие ласки" летали до конца войны. В ходе конфликта было потеряно 382 самолета, что составляет 46% всего парка "Тандерчиф" ВВС США. Именно из-за этого самолет был признан более не боеспособным в качестве фронтового самолета. Отправленный в резерв "Тандерчиф" оставался на вооружении до официального вывода 25 февраля 1984 года.
Если Вам понравилась статья, то предлагаю ознакомиться с похожим материалом.
Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!
Друзья, Ваши лайки и комментарии (любые, даже простое - 😉) очень помогают в развитии канала.
Напоминаю, что у нас есть телеграмм-канал.
Спасибо за внимание и до новых встреч!
Для желающих помочь каналу рублем:
Тинькофф 5536 9138 9630 2045
СБЕР 4276 4800 1921 3399