Найти тему
ForPost. Лучшее

Ситуация с топливом в России близится к катастрофе

Оглавление

«У нас что, нет управы на этих монополистов? Нет ФАС, министерства энергетики? Во все концы гоним, а для себя что?»

Фото: ForPost
Фото: ForPost

Из-за катастрофической ситуации на топливном рынке Минсельхоз предлагает наложить табу на то, чтобы вывозить из России горючее. Признают проблему и в Минэнергетики РФ.

Тема нехватки топлива и его подорожания давно уже обсуждается российским правительством.

К чему пришли специалисты и как разрешить критическую ситуацию, — в материале ForPost.

Подпишитесь на наш Телеграм-канал, чтобы быть в теме.

«Кричащая проблема»

Стоимость горюче-смазочных расходников выросла в разы. Власти пытаются выровнять ситуацию. Однако аграрии оказались в ловушке. Если до этого сельхозпредприятия просили дисконт на топливо, то сегодня они просят, чтобы ГСМ можно было бы хотя купить.

Федеральные ведомства уже взаимодействуют между собой и собираются напрямую выходить на добывающие предприятия, чтобы обеспечить российскую сельскохозяйственную отрасль топливом.

«Нужно эту задачу решить — чтобы в наличии появилось. Потому что у нас проблемы с наличием. Сейчас остановим уборочную и не отсеемся по озимым — это будет катастрофа. И второе, — но это мысли вслух, наверное, — может, вообще сейчас временно экспорт нефтепродуктов закрыть, пока мы не стабилизируем ситуацию на внутреннем рынке?», — заявил глава Минсельхоза России Дмитрий Патрушев.

Он поинтересовался у первого замглавы Минэнерго Павла Сорокина о наличии балансов топлива:

«Вот у нас по зерну есть чёткие совершенно балансы. Если у нас хватает на внутреннем рынке, мы даём квоту — и у нас зерно вывозят на экспорт во второй части сельхозгода. Я, может, не понимаю, как устроен ваш рынок, но нужно же всё-таки в приоритете обеспечивать внутренний рынок».

Ещё по теме: Как рост цен на бензин отразился на карманах горожан? – опрос в Севастополе

Это беспредел!

Парламентарии также бьют тревогу. Руководитель комитета по аграрным вопросам Госдумы Владимир Кашин уже передал правительству главный вопрос отечественных аграриев: «Вы куда вздули цены на горючее?!».

Ощущения от общения с работниками сельскохозяйственной сферы Кашин описал так:

«И сидишь в роли дурака или мальчика для битья».

При этом он отметил, что ничем иным, как провокацией данную ситуацию назвать нельзя. ФАС должна, по его мнению, заняться деятельностью монополистов. Тем более что на заседаниях комиссии по топливно-энергетическому комплексу неоднократно пресекалось желание нефтяников и газовиков поднять цены на топливо.

Своих коллег поддержал и парламентарий Николай Панков. Этот год стал для России чем-то уникальным — за какие-то три недели цену за литр дизеля взвинтили с 55 до 74 рублей.

К слову, стоимость дизеля ежегодно росла перед посевными и уборочными мероприятиями. Правда, процессы не были такими «беспредельными».

Панков предлагает спросить с ответственных, почему нет дизтоплива для отечественных аграриев и как быть с ценообразованием.

Ещё по теме: Губернатор Севастополя по пунктам объяснил ситуацию с бензином в Крыму

А что там?

На ситуацию пожаловался и депутат Государственной Думы РФ Алексей Лавриненко. Он отметил, что в южных регионах страны стоимость солярки вовсе не 70 тысяч рублей, а доходит до 85-87 тысяч рублей за тонну.

«И предлагают уже, если солярка есть, — 100-120 <тысяч> рублей за тонну. Солярки вообще нет. И нет понимания, что дальше делать. Мы сегодня в пропасть летим», — подытожил парламентарий.

Такая ситуация нужна, чтобы люди смирились с тем, что сначала топливщики подняли цены, а после и вовсе сказали, что топлива нет. Потом конечному покупателю ничего не остаётся, кроме как приобрести нужный товар по любой цене, добавил парламентарий Владимир Кашин.

В свою очередь Дмитрий Патрушев заявил, что аграрии Юга не закупают у подобных заводов ГСМ, однако проблема с наличием топлива всё же есть.

«Такие цены есть, но топливо с этих <нефтеперерабатывающих> заводов никогда не использовалось нашими аграриями. Нам нужно сейчас справиться не с ценой, а с наличием. На мой взгляд, надо, пока такая ситуация на внутреннем рынке, прекращать экспорт».

В России впервые за долгое время столкнулись с такой сложной ситуацией, когда топлива попросту нет.

Единственный выход из ситуации, по словам первого заместителя главы комитета по аграрным вопросам Владимира Плотникова, это полный запрет на вывоз топлива из страны до тех пор, пока внутри России не решится вопрос.

«Поэтому надо чётко сказать: экспорт запрещаем, пока не обеспечим своих. Это будет сигнал, который все услышат. Этого люди ждут, по-другому нельзя».

Ещё по теме: Власти Севастополя обратились в ФАС из-за роста цен на бензин

Мнение Минэнерго

Первый заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин признал, что стоимость ГСМ действительно выросла. При этом он отметил, что не все нюансы зависят только от нефтяников. В том числе и курс рубля, который упал с 70 до 95 рублей.

«Это автоматическая трансляция в цену всех экспортноориентированных товаров или товаров, которые имеют экспортную привязку. Почему внутренний рынок должен привязываться к экспортной альтернативе — потому что у нас налоги привязаны к валютной цене нефти. У нас в секторе налоги взимаются не от прибыли, они взимаются от выручки и достигают 55-70% для большей части добычи. Это невозможно изменить, поэтому себестоимость <нефтепродуктов> во многом формируется налогом на добычу полезных ископаемых. Этот налог формирует около 40% федерального бюджета, которому, поскольку мы живём в условиях тяжёлых, условиях военного времени, эти доходы крайне нужны. И на этот пункт мы не покушаемся. Поэтому почти 50-процентная девальвация <рубля>, естественно, влияет на цены», — объяснил чиновник.

К тому же дефицит топлива на рынках Запада также отразился на ценах.

Чтобы нивелировать ситуацию, энергетики предложили Минфину донастроить фискальную систему с компенсацией за счёт сверхдоходов нефтяников. Если будет найден компромисс, то, возможно, ситуация изменится.

Ещё один нюанс, который также сыграл свою роль — это то, что некоторые нефтяники гонятся за прибылью от поставок топлива за рубеж пока на российском рынке государство пытается не допустить взвинчивания прайсов.

Власти уже подготовили решение — табу на серый экспорт. Необходимый для этого проект уже на финальной оценке у экспертов.

Ещё по теме: Литр бензина за 100 рублей может стать новой российской реальностью?

У нас всё есть?

Из плюсов. В России есть положительный баланс ГСМ. Благодаря тому, что бензин сейчас практически не экспортируется за границу, а дизеля в государстве производят в 1,8 раза больше, чем потребляют.

Тогда почему же у нас дефицит ГСМ?

Негативно сказался на обстановке плановый ремонт, который проводился на заводах, а также несколько нештатных ситуаций, из-за которых была сделана приостановка, заверяют в Минэнерго РФ.

Ещё по теме: Россиян ждёт скачок цен на бензин — но почему?

ФАС также держит ситуацию на контроле. Чтобы аналогичных проблем во время ремонтных работ на заводах больше не было, специалисты службы предлагают увеличить контроль за планированием данного процесса.

Вероятно, что в таких ситуациях на российский рынок также будут завозить белорусское топливо.

ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ПЕРВЫМ УЗНАВАТЬ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ, МОЖНО ЗДЕСЬ.