Найти в Дзене
Александр Долгих

5 роковых случайностей, из-за которых затонул "непотопляемый" "Титаник"

Оглавление

Крушение "Титаника" произвело огромное впечатление на современников и потомков. Ведь пошел на дно корабль, который не только казался, но и справедливо назывался непотопляемым. Об этом много писали и снимали фильмы. Но всей этой истории могло бы и не быть, не случись целый ряд роковых обстоятельств, которые невозможно было представить и спрогнозировать.

Строительство

Когда создавали корабль, то допустили ряд ошибок, сыгравших свою негативную роль в крушении. Во время строительства "Титаника" использовали кованые железные заклепки. Они содержали шлак. Из-за этого в заклепках образовывались микротрещины. Когда корабль столкнулся с айсбергом, то стальные листы корпуса выдержали. А вот заклепки лопнули. Это привело к тому, что разошлись швы и начала поступать вода. Поэтому многие специалисты сходятся в том, что нужно было использоваться стальные заклепки, а не железные.

-2

Конструкция корабля предусматривала 16 отсеков. Если бы пробоина оказалась в 2-3 из них, то корабль мог оставаться относительно долгое время на плаву до прибытия помощи. Так могло быть в теории, даже если бы 4 отсека пострадали. Но швы лопнули так, что образовалась пробоина размером в 90 метров. А это уже было 5 передних отсеков. Вода поступала очень быстро. Откачивать её не успевали. Вода заполняла один отсек, а затем переливалась в другой. Одним из немногих вариантов спасения людей на корабле могло стать контрзатопление задних отсеков. Это помогло бы выровнять корабль на некоторое время. Но контрзатопление на "Титанике" предусмотрено не было.

-3

Шлюпки

14 апреля 1912 года, когда произошло крушение, на борту корабля было чуть более 2200 человек. На судне располагалось всего 20 шлюпок. Их хватило бы на спасение 1178 людей. Это при том, что максимально допустимое количество человек на "Титанике" могло достигать 3547. Получается, что шлюпок было в три раза меньше, чем нужно. И это с учётом того, что все они должны быть заполнены во время эвакуации с корабля. В действительности так не произошло. В шлюпках оказалось только около 700 человек.

Кадр из фильма "Титаник", 1997 год. Режиссёр: Джеймс Кэмерон
Кадр из фильма "Титаник", 1997 год. Режиссёр: Джеймс Кэмерон

В то время действовал Британский кодекс торгового мореплавания. Он был издан в 1894 году. В нём указывалось, что на судне, чьё водоизмещение превышает 10 тысяч тонн, должно быть минимум 16 шлюпок. Уже только это указывало на то, что кодекс устарел и его нужно менять. Но он действовал к моменту выхода в плавание. К 16 обязательным шлюпкам добавили лишь 4 дополнительные. Больше решили не брать, чтобы не мешать проходу на палубе.

-5

Забастовка

Когда корабль находился в Саутгемптоне, то в этом городе начали бастовать шахтёры. Отплытие "Титаника" находилось под угрозой, так как не было возможности купить уголь. Руководство компании пошло на довольно неприятный для себя шаг. По завышенным ценам был куплен оставшийся уголь у других кораблей, стоявших в Саутгемптоне. "Титаник" наполнил свои трюмы углём, но другие пароходы стояли пустыми. Часть их пассажиров сдавала билеты. Они стремились попасть на "Титаник". Получается, что количество пассажиров на корабле могло быть меньше, если бы не забастовка шахтёров. А если бы угля хватило на всех, кораблей неподалеку могло быть больше.

Радисты

Радисты "Титаника" неоднократно получали сообщения об опасности столкновения с айсбергом. Они не предавали этому особое значение. Ведь в апреле в Атлантическом океане айсберги не являются редкостью. Поэтому никакого беспокойства у них и у руководства экипажа не возникало.

Кадр из фильма "Титаник", 1997 год. Режиссёр: Джеймс Кэмерон
Кадр из фильма "Титаник", 1997 год. Режиссёр: Джеймс Кэмерон

Свою фатальную роль сыграл и тот факт, что радисты были заняты отправкой частных сообщений. Их было большое количество, учитывая то, что на судне пребывало более 2200 человек. Буквально за час до крушения от парохода "Калифорниэн" было получено сообщение об айсберге. Радист этого корабля начал передавать координаты. Его звали Сирил Эванс. Но Джек Филлипс (радист "Титаника") прервал коллегу с другого корабля и попросил не мешать работать. Его можно понять. Ведь приходилось отправлять телеграммы очень важных людей. Но если бы Филлипс дослушал Эванса, то корабль мог бы и не столкнуться с айсбергом.

-7

Отсутствие биноклей

В ночь с 14 на 15 апреля на вахте дежурили два моряка, которые должны были смотреть за тем, что находится впереди "Титаника". Одним из них был Фредерик Флит. Он увидел айсберг, когда до него оставалось менее километра. Позже он неоднократно утверждал, что смог бы сделать это раньше. Но у него не было бинокля. Почему же так произошло?

-8

Дело в том, что одним из помощников капитана, назначенных на пароход, являлся Дэвид Блэр. Но его решили снять перед отправкой в рейс. Именно у него и был ключ от сейфа с биноклями. Блэр забыл отдать его и случайно забрал с собой. Поэтому сейф не смогли открыть. Получается, что "Титаник" имел все шансы уцелеть в первом рейсе, если бы не цепь случайностей. Забастовка, действия радистов, отсутствие биноклей были лишь некоторыми из них. Но именно обстоятельства, в которых нет ничего необычного, привели к роковому исходу. А ведь всего этого можно было избежать.

-9

P.S. В 2007 году ключ, который Дэвид Блэр забыл отдать, был продан на аукционе приблизительно за 100 000 долларов.

P.P.S. В 2012 году на могиле Фредерика Флита был обнаружен бинокль и записка, в которой было сказано следующее: "Лучше поздно, чем никогда".

-10

Мой канал ВКонтакте и ещё несколько интересных статей: