Теория агрессии Фрейда в историческом контексте может быть разделена на три периода.
- Первый период включает ранние работы Фрейда, где он связывал агрессию с либидо и психосексуальным развитием. Он считал, что агрессивные импульсы происходят из сексуальных стремлений и желания господствовать. Агрессия рассматривалась в контексте стадий психосексуального развития, с пиком агрессии в анальной стадии и соперничеством в эдиповой стадии.
- Во втором периоде Фрейд изменяет свое мнение. Он считает агрессию независимой от либидо и связывает ее с эго, которое стремится к самосохранению. Агрессивные побуждения могут возникать независимо от сексуальных конфликтов и направлены на объекты, которые угрожают или отказывают в удовлетворении потребностей.
- В третьем периоде Фрейд представляет теорию агрессии в терминах полярностей: жизнь против смерти, выражение против подавления, рост напряжения против снижения напряжения. Он считает, что источником агрессии является инстинкт смерти, который стремится вернуть организм в состояние небытия. Этому противопоставляется инстинкт жизни, включающий либидо и самосохранение, оба направлены на редукцию напряжения. Инстинкт смерти проявляется первичным мазохизмом, который может перейти в садизм, а агрессия может вернуться к Я в виде вторичного мазохизма.
Несмотря на то, что Фрейд в поздний период своего творчества отказался от идеи, что фрустрация играет важную роль в возникновении агрессии, некоторые его ученики и последователи придерживались этой концепции. Например, Анна Фрейд изначально считала, что агрессия является врожденным влечением, связанным с инстинктом смерти, но позднее пересмотрела свою точку зрения, утверждая, что агрессия вызывается фрустрацией и служит целям защиты.
Также Кохут отказался от идеи первичной агрессии и рассматривал агрессию в контексте фрустрации. Его концепция выделяла два уровня фрустрации: оптимальный и "заниженный". Нормальная агрессия, связанная с чувством уверенности, развивается при оптимальной фрустрации и считается здоровым проявлением личности. В то время как враждебно-деструктивная агрессия развивается при недостаточной фрустрации и проявляется через раздражительность, злобу и опасные действия.
Эти психоаналитические теории агрессии разделяются в вопросе о ее происхождении. В них агрессия связывается с фрустрацией и рассматривается как реакция на негативные события, а не как врожденное влечение к разрушению или часть человеческой природы.
В 1939 году группа исследователей из Йельского университета, под руководством Джона Долларда, представила важную теорию о связи между агрессией и фрустрацией. Они утверждали, что агрессия всегда является результатом фрустрации, то есть препятствия на пути к достижению желаемой цели. Это предположение включало два ключевых аспекта: агрессия всегда возникает при фрустрации, и фрустрация всегда приводит к проявлению агрессии.
Доллард и его коллеги также внесли идею о том, что агрессия имеет цель, которая заключается в нанесении вреда человеку, на которого она направлена. Они утверждали, что агрессивное поведение может вызывать у агрессора ощущение облегчения, называемое эффектом катарсиса. В их теории не делалось различие между эмоциональной и инструментальной агрессией, хотя позднее такое различение было введено другими исследователями.
Миллер и его коллеги добавили важные уточнения к этой теории. Они предложили, что агрессивные реакции могут подавляться, если другие побуждения более сильны. Также они признали, что фрустрация может вызывать разнообразные виды реакций, включая агрессию, но не обязательно всегда приводит к ней. Важным стало понимание иерархии побуждений, вызванных фрустрацией, где побуждение к агрессии может быть как доминирующим, так и менее важным в сравнении с другими побуждениями. Таким образом, не каждая фрустрация обязательно приводит к проявлению агрессии.
В течение последних десятилетий, базовая идея о том, что агрессия связана с фрустрацией, осталась практически неизменной. Многие психологи до сих пор используют эту гипотезу в основополагающем виде, предложенном Доллардом и его коллегами. Однако существует разногласие в отношении этой гипотезы среди ученых.
Несколько критических замечаний были высказаны в отношении этой гипотезы. Во-первых, не каждая фрустрация обязательно приводит к агрессии. Во-вторых, не каждый акт агрессии обязательно связан с фрустрацией. В-третьих, агрессия не является единственной реакцией на ситуацию фрустрации. Эти замечания были частично устранены благодаря работе Миллера и его коллег.
Некоторые исследователи также подвергли сомнению идею о том, что блокирование цели автоматически вызывает агрессию. Они предположили, что целевые барьеры могут порождать агрессивные реакции только в том случае, если они возникают неожиданно. Однако роль фрустрации в процессе возникновения агрессии, согласно ним, не так велика, как обычно представляется. Одна из точек зрения также утверждает, что фрустрация вызывает общее эмоциональное возбуждение, и как человек реагирует на это возбуждение, зависит в большей степени от социального обучения, чем от самой фрустрации.
Гипотеза о зависимости агрессии от фрустрации была переосмыслена Берковицем. Он выдвинул идею, что агрессивные побуждения возрастают в ответ на фрустрацию из-за связи между вызывающими отвращение стимулами и агрессией. В его подходе акцент смещается на внутренние источники фрустрации, такие как негативные аффекты, в частности, отвращение, которое он называет "аверсивными стимулами". Фрустрация порождает агрессивные побуждения, поскольку аверсивные стимулы вызывают неприятные чувства у людей.
Он предлагает, что негативные события, которые вызывают такие чувства, могут стать препятствиями и вызвать агрессивные побуждения. Это отличается от идеи, что фрустрация сама по себе вызывает агрессию, и требует наличия других факторов, таких как атака на личность или ценность агрессивных действий.
Берковиц также утверждает, что агрессия, вызванная негативными аффектами (аверсивными стимулами), скорее всего, имеет эмоциональный характер и не является инструментальной. Он разработал когнитивную неоассоционистскую модель эмоциональной сети, которая объясняет взаимосвязь между чувствами, мыслями и воспоминаниями в контексте агрессии.
В более поздних работах, Берковиц уточнил свою модель, подчеркнув роль оценивания и атрибуции в процессе возникновения агрессивных побуждений и интегрировал классическую теорию эмоций Джеймса-Ланге с современными когнитивными подходами.
На данный момент, теории, связанные с фрустрацией и агрессией, разрабатываются во всех основных направлениях психологии. Фрустрационные теории играют важную роль в нашем понимании того, что подталкивает людей к агрессии. Даже разные школы такие как психоанализ, поведенческая психология и когнитивная психология, соглашаются в том, что фрустрация играет фундаментальную роль в возникновении агрессии. Это свидетельствует о том, насколько перспективной и результативной является концепция фрустрации в дальнейшем исследовании психологических механизмов, связанных с агрессией.
Автор: Элишева Апфельбаум
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru