Тысячи людей пекут восхитительные торты, капкейки и пряники — но лишь единицы успешно продают свои изделия, получают постоянных покупателей и сотни восторженных отзывов. В чем хитрость? Как новичку-кондитеру превратить свое хобби в бизнес?
Шаг 1. Поставьте цель
Очень сложно работать, не оценивая перспектив и не понимая, каких успехов вам уже удалось достичь. Поэтому, начиная печь на продажу, определите бизнес-цель: небольшую, но достаточно амбициозную, чтобы поддержать ваш предпринимательский азарт.
Хорошая цель всегда конкретна, достижима, у нее есть четкие временные границы.
Примеры хорошей бизнес-цели:
- Выполнить 10 заказов в первый месяц работы.
- За два месяца окупить стоимость кухонного комбайна, который вы приобрели специально для вашего кондитерского стартапа.
- Собрать 100 положительных отзывов о ваших капкейках на странице в соцсетях. Первые отзывы могут оставить друзья и близкие.
Если цель не выполнена к назначенному сроку, это не значит, что вы неуспешны. Нужно дальше двигаться к цели, применять новые инструменты привлечения клиентов и постоянно анализировать все, что вы делаете. Чтобы было проще, мы создали в блоге целый раздел с рекомендациями предпринимателям. Читайте и ищите новые идеи.
Шаг 2. Оформите самозанятость
Налог на профессиональный доход позволит вам легально продавать кондитерские изделия собственного производства на территории России.
Начинать рекомендуем именно с НПД, а не ИП, так как для небольшого дела это проще и выгоднее: не нужно заполнять и подавать декларации в налоговую, платить страховые взносы. Налог здесь берется только с фактического дохода, то есть, если вдруг в какой-то месяц продажи застопорятся, вы ничего не потеряете.
Оформляется самозанятость онлайн, через приложение «Мой налог». В нем же вы будете получать автоматически сформированные квитанции на уплату налога.
Вы всегда сможете перейти на ИП, когда того потребуют условия, а именно:
- Ваш годовой доход превысит 2,4 млн рублей.
- Вы захотите нанять в помощь сотрудника.
- Вам захочется, помимо тортов и сладостей, продавать что-то, что подлежит обязательной маркировке. Сейчас это, к примеру, молочные продукты, но перечень постепенно пополняется, поэтому рекомендуем отслеживать изменения на портале «Честный знак».
Шаг 3. Вложитесь в себя и свой продукт
Кондитерское дело — очень динамичная отрасль. Здесь один тренд стремительно сменяет другой, совершенствуются технологии, изобретаются новые способы удивить клиента.
Поэтому приготовьтесь инвестировать в себя!
- Изучите модные кондитерские тренды. Тренируйте насмотренность, читайте профильные журналы, собирайте коллекцию идей и решений, которые вы хотели бы затем воплотить в жизнь.
- Закупите хорошие инструменты. Если вы печете на продажу, вам нельзя допускать досадные ляпы вроде кривого тортика или подгоревшего бисквита. Хороший инструментарий застрахует от ряда неудач. Мы подготовили целый материал на эту тему, посоветовавшись с опытными кондитерами.
- Пройдите полезный профильный курс. Даже если интуитивно у вас получается лучше всего — вы должны знать самые удобные алгоритмы, которыми пользуются профи.
Шаг 4. Организуйте рабочий процесс
Если вы печете на продажу, приготовьтесь выполнять заказы точно в срок, не дожидаясь вдохновения или удобного времени. Вот что придется «поставить на рельсы»:
Пространство. Достаточно свободного места на кухне, чистый и пустой стол, отдельный ящик или шкафчик для хранения ингредиентов, специй и декора. В идеальном случае — специальный холодильник или морозильная камера для хранения скоропортящихся продуктов и готовых кондитерских заготовок (но это можно докупить со временем).
Рабочий график. Определите ваши часы работы. Это время, когда вас ничто не будет отвлекать от выполнения заказа: ни дети, ни домашние дела, ни срочные закупки. Рассчитайте время так, чтобы выполнять заказы четко в обещанный срок.
Закупки. Для работы вам потребуются разные ингредиенты. Выгодно закупать оптом все, что может пролежать несколько недель, а скоропортящиеся товары должны быть неизменно свежими.
У нас есть множество рекомендаций кондитерами в этой подборке публикаций.
Шаг 5. Найдите подходящую площадку
Начинать удобнее всего с онлайна: со временем вы накопите и на собственный магазин, и на сеть кондитерских, но поначалу лучше не завязываться на аренду помещения.
Для кондитера есть несколько возможных каналов продаж:
Социальные сети. Одни из них работают как витрины, другие дают возможность даже провести банковскую операцию (например, VK Pay). В любом случае вам потребуется вложиться в рекламу и как следует «раскрутить» свою страницу, прежде чем к вам зайдут первые покупатели.
Собственный сайт. Красивое и статусное решение, которое позволяет развивать личный бренд, самостоятельно выстраивать стратегию развития бизнеса и быть полноправным хозяином своего дела. Здесь главная проблема — раскручивать собственный сайт долго и дорого. Первых продаж придется ждать еще дольше, чем в случае с соцсетями.
Нишевые маркетплейсы и сервисы для онлайн-заказов еды и кондитерских изделий. Плюс таких площадок в том, что здесь уже все готово для старта продаж: есть эквайринг, реклама, предложения по быстрой доставке, статистика продаж доступна селлеру в личном кабинете. Но взамен потребуется следовать правилам площадки и платить комиссионный сбор.
Одной из таких площадок является Flowwow, где можно открыть свой магазин буквально за 30 минут. В этой подборке рассказываем о работе на маркетплейсе — читайте, смотрите и ищите вдохновение в историях других продавцов.
Какой бы канал продаж вы ни выбрали, вам нужно будет подготовиться к размещению товаров. Для этого:
- Придумайте название вашего бренда. Хорошо, если оно будет уникальным, но важнее сделать его простым и понятным — чтобы каждый мог понять, чем вы занимаетесь и в чем особенность ваших кондитерских изделий.
- Фотографируйте свои изделия. Фото лучше делать сразу так, чтобы можно было выкладывать его на любую нишевую платформу. Создайте папку и коллекционируйте.
- Приготовьте подробные описания и состав изделий. Для продажи сладостей и десертов онлайн необходимо предоставлять клиенту максимум информации о том, из чего приготовлен ваш торт, какая в нем начинка, съедобный ли декор и т. д.
Огромным плюсом будет, если вы рассчитаете энергетическую ценность и калорийность ваших десертов: это значимый фактор при выборе товара.
Шаг 6. Закрепите первый успех
Где бы вы ни продавали, успех всего дела зависит от того, какое впечатление вы производите на первых покупателей. Для этого недостаточно просто вкусного торта: нужно выполнить заказ в точном соответствии с заявленными условиями.
Если вы продаете через маркетплейс, первые заказы для вас особенно важны: от того, какие оценки вам поставят первые клиенты, зависят ваше место в выдаче, рейтинг вашего магазина и перспектива повторных покупок.
Что нужно сделать, чтобы первый блин не получился комом:
- Внимательно изучить условия площадки.
- Указать реалистичные сроки исполнения заказа.
- Быть вежливыми и заботливыми к клиенту и его желаниям.
- Создать эмоциональный контакт с клиентом. Например, оставить в коробочке с тортом или капкейками милую записку, попросить оценить заказ и оставить отзыв.
Что в итоге?
Кондитер — это тот, кто печет отличные торты и пирожные, делает авторский шоколад и конфеты. А успешный кондитер — это тот, кто продает свои изделия, коллекционирует положительные отзывы и с каждым годом получает все больше заказов и постоянных клиентов.
На маркетплейсе Flowwow работают сотни таких кондитеров. Кто-то из них начинал с одной коробочки клубники в шоколаде, кто-то — с пяти шикарных тортов, но сейчас все они занимаются любимым делом и работают на себя.