Найти в Дзене
Алексей Trust

500 шагов на 5 веков назад

Москва, наши дни. 

Спеша собрать первые тёплые майские деньки, пакуем в багажник старенькой вольво пару термосов с чаем и бутерброды. Дети занимают свои места в автокреслах. Ехать не более десяти минут. Буквально переехать МКАД в районе Белозёрской улицы, потом свернуть на старую лесную дорожку, и через 400 метров упираемся в развалины ворот. 

Фото автора
Фото автора

Тинейджеры, конечно, знают эти места и обильно украшают заборы своими граффити. Но, видимо, зайдя вглубь на несколько метров, решают, что ловить тут нечего и уходят восвояси. 

Фото автора
Фото автора

Западные ворота, они же были резервным входом, уже не напоминают о каком-то величии этих мест. Лишь остатки громоздких петель на бетонных колоннах обратят на себя внимание понимающего человека. 

Фото автора
Фото автора

Те же, кто постарше и обладают большим терпением, направятся по тенистым аллеям вглубь старой усадьбы, где без труда найдут себе замечательное место для завтрака или пикника в выходной день. 

Ароматный чай, бутерброды и запах утреннего леса — это непередаваемое удовольствие. 

Фото автора
Фото автора

Старая усадьба знакома многим жителям северных районов Москвы под названием «Ворошиловские дачи». Она имеет небольшую территорию, но очень ухоженную и совершенно тихую. Тут почти  не бывает людей. Наверное ещё и поэтому здесь сохраняется атмосфера нетронутой природы, несмотря на то, что до МКАДа всего несколько сотен метров. 

Фото автора. Горбатый мост
Фото автора. Горбатый мост

Мы очень любим эти места и часто приезжаем сюда отдыхать. 

Семья автора
Семья автора

Москва. 

Начало 1600х годов. 

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Смутное время. 
Всего несколько десятилетий прошло со дня смерти Ивана Грозного. 
-8
Нескончаемые войны за престол и город. 
Лжедмитрий первый. Второй и третий.  
Дмитрии в порядке очереди
Дмитрии в порядке очереди
Меньше пятидесяти лет до страшной эпидемии чумы. 
Через 10 лет московское государство прекратит своё существование. 

Москва, наши дни. 

Усадьба на реке Чермянка. 

Фото автора
Фото автора

И ничего в этом пейзаже не говорит о том, что в 1623 году в писцовых книгах была запись: «На реке Вздериноге (левый приток реки Чермянка), во владении Семён Гавриловича Коробьина находится село Неклюдово». Там располагались дом приказчика и двор вотчинников для деловых людей. 

1610 год. Москва.  

После поражения русско-шведского войска польско-литовский гарнизон вошел в Москву без боя. 

Русская семибоярщина (временное правительство) также сыграло на руку полякам. Сговорившись с временщиками, в сентябре 1610 года возвели на русский престол польского короля Владислава.

На некоторое время Государство Российское де-факто прекратило свое существование.

-11

Во главе освободительного движения против поляков встал Прокопий Ляпунов. Семен Коробьин с братьями Василием и Борисом также принимал активное участие в подмосковном ополчении. Семен Гаврилович был назначен вторым воеводой в Вологду. 

Весной 1612 г. Коробьина заменил в Вологде князь Григорий Борисович Долгорукий. Но в момент разгрома Вологды черкасами и гибели воеводы Долгорукого (сентябрь 1612 г.) Коробьин находился уже под Москвой и участвовал в разгроме гетмана Ходкевича и освобождении Москвы от поляков в составе Подмосковного ополчения князя Трубецкого и Нижегородского ополчения князя Пожарского.

-12
Воевода Коробьин был из тех, кто вписал Москву обратно в историю России, а скромное село Неклюдово в жизни москвичей. 

Года сменяли столетия, а село переходило от князей — князьям, от купцов — купцам, пока в 1875 году не попало в руки промышленнику, общественноу деятелю и меценату — Гуго Максимовичу Вогау.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Род немецких дворян был одним из богатейших в России и входил в пятёрку самых состоятельных семей. 

Многие из дворцов и поместий сохранились до наших дней, так например посольство Индии располагается в особняке принадлежавшим дочери Г. Вогау — Эльзе Марк. 

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Семья предпочитала жить недалеко друг от друга, так на Воронцовом Поле им принадлежало 6 домов и еще 3 в близлежащем Николоворобинском переулке.

В особняке в стиле эклектика, принадлежащем Морицу Марку и его жене Софии Вогау, сегодня располагается Российский Музей Медицины. Попасть туда может любой желающий совершенно бесплатно.
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Внутри, среди выставочных экспонатов, сохранена архитектура и атмосфера прошлых лет.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

На севере современной Москвы от Вогау, кроме усадьбы, оставалась школа, проработавшая с 1907 по 1976 годы, и лишь несколько лет назад канувшая в небытие под весом современных застроек. Но москвичам, живущим здесь, она хорошо знакома. Помнят её по ныне несуществующему адресу Ул. Корнейчука дом 27 строение 6. 

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

А вот то, что уже никто не вспомнит, да и наверное не каждый слышал от своих бабушек и дедушек — это Вогауштрассе. Дорога, построенная фон Вогау, ныне то самое Алтуфьевское Шоссе, проходящее по северу столицы, с которого можно было попасть в усадьбу Неклюдово. 

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

С началом Первой Мировой войны у этнических немцев дела пошли хуже, а в мае 1915 года после молебна на красной площади безумная толпа с криками «Долой немцев» прокатилась по Москве с антинемецкими погромами. 

И, несмотря на свой вклад, Вогау не стал исключением. Его имущество так же было погромлено, сожжено и разграблено. 

Разбитые столы, искорёженные радиаторы парового отопления, выброшенные на улицу и облитые чернилами книги и документы... Так очевидцы описывают последствия нападения на контору компании Вогау. Семейная усадьба на Воронцовом поле практически сгорела дотла. Уцелел дом дочери Софи. И то лишь потому, что с самого начала войны хозяева отдали его первый этаж под госпиталь. Озверевших вандалов буквально отогнали находившиеся там раненые солдаты.

Деревянный дом в усадьбе Неклюдово также сгорел, остался лишь кирпичный, на него и обратил своё внимание Климентий Ефремович Ворошилов в 1930 году, построив себе тут дачу. 

В середине 1930-х был взорван и снесён Неклюдовский храм. На месте села был построен посёлок для обслуживающего персонала дачи, обустроен парк, река с запрудами, островами и шлюзами, "горбатый" мостик, возведены теплицы и конюшня.

Отгородившись от всего честного народа огромными заборами и перекрыв прямую дорогу к Москве для местных жителей железными воротами, советская элита вызывала негодование. 

Люди жаловались: "Когда немцы жили, не загораживались. А этот..." Но ропот недовольства вряд ли кого-то серьёзно волновал.

Может быть и поэтому в 1949 году на даче Ворошилова произошел пожар, оставивший от строения одни стены. 

Но чиновникам полагается комфорт, и дача была отстроена заново. 

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В таком виде она и дошла до наших дней. 

После распада СССР эта усадьба передана Детскому фонду, а с 1996 в ней располагается школа "Город Солнца"

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Москва. Наши дни.

В реликтовом лесу на берегу красивейших прудов в экологически чистом районе остался тот самый «горбатый мост», пруды с островами и шлюзы. 

Фото автора
Фото автора

Фото автора
Фото автора

Один из сохранившихся островов.

Фото автора
Фото автора

Один из шлюзов находится недалеко от входа в парк, и знаком он каждому гостю. Несмотря на отсутствие какого-либо дорожного покрытия сверху, перейти на ту сторону можно снизу, прямо по плотине. 

Фото автора
Фото автора

Фото автора
Фото автора

Среди механизмов хорошо различимы заслонки, некогда ограничивающие течение воды, благодаря чему и был образован пруд. 

Фото автора
Фото автора

Несмотря на возраст и состояние — плотина продолжает справляться со своей функцией. 

Фото автора
Фото автора

Фото автора
Фото автора

Углубляясь всё дальше в территорию старой усадьбы, с удивлением обнаруживаешь, что под ковром из мха, опавших листьев и веточек оказывается асфальтированная тропинка. Видимо эти дорожки были сделаны еще во времена Ворошилова. 

Фото автора
Фото автора

Тенистые аллеи ведут к сооружению, которое ничем более себя не выдаёт. 

Простая бетонная конструкция, в зарослях камыша и осоки, болотистый запах, отсутствие открытой воды. Тем не менее это — пристань. 

Фото автора
Фото автора

Разумеется, ни о каком судоходстве тут речи не шло, но река Чермянка является одним из притоков Яузы. А вот Яуза уже в свою очередь была когда то большой транспортной артерией, и в IX-XI веках входила в водный путь с южных регионов во Владимир. 

Кстати!
В 12 веке Яуза утратила своё транспортное значение. Однако для города оставалась одной из главных рек. По обоим берегам в это время начали активно селиться люди. Именно в этом направлении Москва развивалась быстрее: сначала появлялись слободы, а потом разрастался и сам город. Некоторые историки именно с этим связывают тот факт, что протяжённость Москвы с севера на юг больше, чем с востока на запад. Всё из-за Яузы. 

Так что из Неклюдово на лодке можно было попасть прям к стенам Кремля. Да и в гости в соседние усадьбы заглянуть. Например в Олтуфьево. И да, это не опечатка. Место на пересечении МКАДа и Алтуфьевского шоссе в 1585 принадлежало некому Неупокой Дмитриевичу Мякишеву. 

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Ключник великокняжеского Хлебного двора, на своей территории засевал поля, имел богатые охотничьи угодья. А название пошло от первых владельцев из московского дворянского рода Олтуфьевых и было изменено только в XIX веке на Алтуфьево.

Возвращаясь на тропинку среди сосен и берёз, казалось бы заплутавшую и затерявшуюся окончательно, в ожидании наткнуться на какой-нибудь забор или другие блага цивилизации неожиданно для себя встречаешь обустроенный детьми из школы солнца — родник. 

Фото автора
Фото автора

Родник — Малыш. 

Фото автора
Фото автора

Совсем скоро тропа действительно теряется, и появляется забор. 

Ровно в том месте, где располагается вторая, менее живописная плотина. 

Фото автора
Фото автора

Каких-то приятный ассоциаций она не вызывает. Может быть потому, что в отличие от первой, она сохранилась гораздо хуже, а может быть и потому, что на ней нет разноцветных граффити. В любом случае в купе с забором на той стороне и колючей проволокой тут попахивает совком и началом 90х. 

Фото автора
Фото автора

Фото автора
Фото автора

По ту сторону плотины за забором с колючей проволокой начинается совсем другая история. Как заполучить несколько гектаров девственно чистого леса без смс и регистрации. Но об этом в одной из следующих статей. 

Фото автора
Фото автора

Фото автора. Остатки какой то неслыханной роскоши.
Фото автора. Остатки какой то неслыханной роскоши.

Если понравилась статья, жми ПАЛЕЦ ВВЕРХ и не забудь ПОДПИСАТЬСЯ, чтобы не пропустить следующую часть. 

👇Читайте так же:

 Большое путешествие через Среднюю Азию на Памир

 Первые Моторы России. Неочевидные факты

 Атомная подводная лодка в подмосковных Мытищах

 О путешествиях с детьми

 Как простая интернет игра повлияла на развитие туризма в России?

 Белый Городок