Найти в Дзене
DigEd

Как художники становятся знаменитыми: физик рассказывает, как сети (а не только талант) способствуют творческому успеху

Автор Колин Маршалл

«Жителями Флоренции пятнадцатого века были Брунеллески, Гиберти, Донателло, Мазаччо, Филиппо Липпи, Фра Анджелико, Верроккьо, Боттичелли, Леонардо и Микеланджело», — пишет технологический инвестор и эссеист Пол Грэм. «Милан в то время был таким же большим, как Флоренция. Скольких миланских художников пятнадцатого века вы можете назвать?» Как только начинаешь задумываться над вопросом, «что случилось с миланцем Леонардо», сложно остановиться. То же самое, похоже, произошло и с сетевым физиком Альбертом-Ласло Барабаши, чью работу по распределению научных гениев мы представили в прошлом месяце здесь, в «Открытой культуре». Предположение Грэма также применимо к этому направлению исследования, но в гораздо большей степени оно применимо к работе Барабаши о художественной славе.

«В контексте современного искусства ценность произведения искусства определяется очень сложными сетями», — объясняет Барабаши в видео Big Think выше. Факторы включают в себя «кто такой художник, где этот художник выставлялся раньше, где эта работа выставлялась раньше, кому она принадлежит и кому она принадлежала раньше, и как эти многочисленные связи связаны с каноном и историей искусства в целом». В поисках более четкого понимания их относительной важности и характера их взаимодействия он и группа исследователей собрали все необходимые данные для создания «всемирной карты институтов, где оказалось, что самые центральные узлы — наиболее связанные между собой узлы — оказались и самые престижные музеи: Музей современного искусства (Нью-Йорк), Тейт, Галерея Гагосяна».

Пока это не может стать большим сюрпризом для тех, кто знаком с миром искусства. Но самая интересная особенность этой сетевой карты, по словам Барабаши, заключается в том, что она «позволила нам предсказать художественный успех. То есть, если вы дадите мне художника и его первые пять выставок, я бы поместил их на карту, и мы могли бы ускорить его карьеру в то место, где он будет через десять, двадцать лет». В прошлом художники, добившиеся успеха, как правило, начинали свою карьеру в некоторой близости к центральным учреждениям карты». Кому-то очень трудно войти с периферии. Но наше исследование показывает, что это возможно»: такие художники «выставлялись везде, где хотели показать свои работы», в конечном итоге устанавливая влиятельные связи посредством этих «множества случайных выставок».

Это исследование, опубликованное несколько лет назад в журнале Science, «подтверждает, насколько важны сети в искусстве и насколько важно для художника действительно понимать сети, в которые встроены его работы». Местоположение имеет большое значение, но это не делает талант бесполезным. Чем талантливее художники, «тем больше институций более высокого уровня готовы с ними работать». Если вы художник, «то, кто был готов работать с вами на ваших первых пяти выставках, уже является мерилом вашего таланта и вашего будущего пути в мире искусства». Но даже если вы не художник, недооценка одновременной важности способностей и связей – и то, как эти два фактора взаимодействуют друг с другом – подвергает вас опасности. От искусства до науки, урегулирования страховых выплат и профессионального боулинга — в каждой области есть сети: сети, которые, как показала нам работа Барабаши, не всегда заметны.

Источник