Я продолжаю рассказывать про карму. Последнее о чем я писала – это три сферы накопления заслуг – дарение, нравственность и медитация. Тему дарения, с которой не все так просто оказывается, я в прошлый раз разобрала. Медитация будет на десерт))))) А сейчас про нравственность.
Правила нравственности для мирян и для монахов в традиции Тхеравады отличаются.
Практика нравственности состоит из трёх частей: правильная речь, правильные действия, правильные средства к жизни. Это воздержание от совершения неблагих карм.
Это работает в следующих случаях:
1. Предоставляется возможность сделать что-то плохое, но человек воздерживается от этого, так как понимает, что это поведение неподобающее. Это называется воздержанием по случаю, то есть когда человек воздерживается от случая к случаю.
2. Предоставляется возможность сделать что-то плохое, но человек воздерживается от этого, потому что соблюдает учебные предписания, правила. Это называется принимаемым на себя воздержанием.
3. Предоставляется возможность сделать что-то плохое, но в силу того, что человек с помощью Знания благородного пути искоренил некоторые или все загрязнения ума, он просто не в состоянии намеренно совершить дурной поступок. Человек, достигший Знания пути Араханта, больше никогда не сможет намеренно совершить что-то дурное. В этом случае воздержание становится естественным и называется пресекающим воздержанием.
Практика нравственности от случая к случаю, носящая произвольный характер, является низшей, в то время как нравственность в рамках обучения — высшей.
Начальное обучение нравственности (пять правил) заключается в воздержании от пяти основных неблагих деяний:
1. Воздержание от убийства существ. Человек никого не убивает: ни людей, ни животных, ни рыб, ни насекомых и т. д.
2. Воздержание от взятия того, что не дано. Человек добывает вещи законным путём.
3. Воздержание от прелюбодеяния. Человек не изменяет своему супругу или супруге.
4. Воздержание от лжи. Человек не говорит неправду независимо от причины, он говорит только правду или молчит.
5. Воздержание от употребления спиртных напитков и других одурманивающих веществ, ведущих к беспечности. Человек ни при каких условиях не употребляет никакие опьяняющие вещества. Злоупотребление опьяняющими веществами осложняет обучение нравственному поведению, причиняет вред и в конце концов приводит к слабоумию.
Эти пять воздержаний называются учебными предписаниями, пятью правилами обучения. Мирской последователь Будды, Дхаммы и Сангхи придерживается как минимум пяти этических правил поведения.
В обучение основам нравственности также включены Правильные средства к жизни, заключающиеся в воздержании от неправильных средств к жизни. Это значит зарабатывать себе на жизнь, не нарушая какое-либо из правил.
Воздержание от убийства, воровства, половой распущенности и употребления опьяняющих веществ — это Правильные действия; воздержание от лжи, сплетен, грубых слов и болтовни составляет Правильную речь; а воздержание от всех этих действий при зарабатывании себе на хлеб является частью Правильных cредств к жизни.
Для мирян Будда также включил воздержание от пяти видов профессий:
1. Торговля оружием.
2. Торговля существами (торговля людьми).
3. Торговля мясом (разведение свиней и других животных для продажи на убой).
4. Торговля алкоголем (любыми опьяняющими веществами).
5. Торговля отравляющими веществами (средствами для уничтожения сорняков, насекомых и любыми другими видами ядовитых веществ).
Зарабатывание средств на жизнь должно происходить в соответствии с Дхаммой. Этим и определяется качество достижения в средствах к жизни мирского последователя.
Пять правил помогают предотвратить наиболее опасные проявления жадности, отвращения и заблуждения. Когда человек убивает, ворует, ведёт беспорядочную половую жизнь, обманывает, употребляет спиртные напитки и другие одурманивающие вещества, за всем этим стоит неблагое намерение, которое формирует неблагоприятную карму. Если эта карма принесёт свои плоды в момент смерти, то человек переродится в аду, мире духов или мире животных.
Если человек соблюдает пять правил в повседневной жизни и зарабатывает себе на хлеб Правильными средствами к жизни, то он может избежать перерождения в несчастливом мире, обретя счастливое перерождение в мире людей или даже божественном мире.
Также есть миряне, которые соблюдают восемь правил. К первым пяти добавляются следующие.
6. Воздержание от принятия пищи в неположенное время. Человек не ест после полудня и до следующего рассвета. Это правило ведёт к уменьшению чувственного желания, лени и апатии, способствует росту удовлетворённости и умеренности в еде.
7. Воздержание от танцев, пения, музыки, посещения развлекательных мероприятий, ношения украшений, использования благовоний и косметики для украшения. Человек не наслаждается музыкой и другими развлечениями ни активно, ни пассивно, в результате чего свойственные ему жадность, отвращение и заблуждение теряют свою силу. Помимо этого, он никак не украшает своё тело (ни внешний вид, ни запах), в результате чего чувственное желание и самодовольство сильно ослабевают.
8. Воздержание от использования высоких и больших постелей. Человек не нежится в больших и роскошных кроватях и спит в одиночестве, что также сильно уменьшает его чувственное желание, лень и апатию.
Эти восемь правил характерны не только для Учения Будды. Праведные люди живут согласно им и вне Учения Будды. Для одних восемь правил являются образом жизни, другие же соблюдают их временно, особенно в дни Упосатхи, отмечаемой в дни полнолуния и новолуния.
За счёт такой практики человек следует примеру Араханта. Её результатом является абсолютно счастливое перерождение в божественном мире, где продолжительность жизни составляет от девяти миллионов до девяти миллиардов двухсот шестнадцати миллионов человеческих лет.
Помимо пяти и восьми правил, есть также свод десяти правил. В этом случае к восьми добавляется всего одно - Воздержание от использования золота и серебра. Это правило распространяется не только на драгоценные металлы, но и на все виды денег: наличные, чеки, векселя, кредитные карты и т.д. Обладание и использование денег неотделимо от жадности, отвращения и заблуждения. Таким образом, неиспользование денег способствуют их уменьшению. Соблюдение десяти правил поведения присуще не только Учению Будды.
Наивысшим же уровнем обучения правилам нравственного поведения является монашеская дисциплина. Но это уже совершенно другая история)))))
Возвращаясь к мирянам, следует отметить, что кто-то может практиковать нравственность из-за чувства чести, воздерживаясь от убийства, воровства, прелюбодеяния и лжи, но продолжать употреблять спиртные напитки и т. д. А кто-то может практиковать нравственность в силу обычая, традиции или религиозных убеждений, или, руководствуясь желанием иметь хорошую репутацию и быть уважаемым. Другой же может соблюдать правила нравственного поведения даже из-за страха быть осуждённым. Во всех этих случаях обучение нравственности может быть отделено от знания. Без веры в карму или знания о действии кармы человеку намного сложнее практиковать нравственность.
Со знанием о действии кармы человек осознаёт, что безнравственное поведение может привести к плохому перерождению, а в этой жизни оно влечёт за собой беспокойство, несчастье и неуверенность в себе. Человек переживает хорошие состояния, которые сопровождают благое сознание: совесть, стыд, умиротворённость сознания, осознанность и вера, словом, счастье. Такое счастье имеет важное значение, если практикующий хочет преуспеть в третьей сфере накопления заслуг, в медитации.
О ней в следующий раз.
И еще один момент. Нравственность бывает высшей и низшей.
Если до или после сознания воздержания ум связан с чем-то плохим, то нравственность будет низшей. Например, человек может воздержаться от убийства бабочки, поскольку считает её красивой. При этом размышление о красоте бабочки является сознанием, укоренённым в жадности. С другой стороны, если кто-то приложил усилие, чтобы убить комаров и тараканов, то это уже будет сознанием, укоренённым в отвращении. Таким образом, воздержанность перемешана с жадностью, отвращением и заблуждением.
Высшая нравственность - это если до или после сознаний воздержания ум связан с чем-то хорошим. Например, кто-то может воздержаться от убийства комара или таракана с той же радостью, с какой бы он сохранил жизнь бабочке. Потому что первое правило распространяется на всех существ, а не только на тех, кого мы считаем красивыми.
Сферы накопления заслуг. Нравственность.
16 сентября 202316 сен 2023
25
7 мин