Общее понимание корейского фольклора
Фольклор по своей сути не только искусство слова, но и неотъемлемая часть быта народа, пронизывающая жизнь и традиции людей, а также отображающая его стремления к добру, миру и пр.
Истории и обычаи, которые считаются частью корейского фольклора, насчитывают несколько тысяч лет. Эти сказки происходят из самых разных источников, включая шаманизм, конфуцианство, буддизм, а в последнее время и христианство.
Многие народные традиции развивались в сельских районах и деревнях. Они часто связаны с домашним и сельским хозяйством и укрепляют семейные и общинные связи. Исполнение народных сказок отражает это, исполнители часто поощряют и привлекают аудиторию. Традиции и истории передавались устно, хотя письменные примеры появляются начиная с V века. Изучение корейских традиций невозможно без изучения влияния на их самобытность других стран, в частности Японии и Китая.
В корейской культуре существует много видов фольклора, в том числе Имулдам (文물담, совокупность легенд и преданий, которые с древних времен устно передавались от поколения к поколению на Корейском полуострове и были записаны уже в исторические времена), посвященный сверхъестественным существам, таким как монстры, гоблины и призраки. Наиболее распространенными существами являются токкэби (도깨비), которые считаются корейскими версиями гоблинов. Однако этот термин отличается от европейской концепции тем, что они не обладают злыми или демоническими характеристиками.
Сегодня истории происходят из самых разных источников, включая шаманизм, конфуцианство, буддизм и совсем недавно христианство.
В фольклор также входят народные обычаи, литература, танцы, музыка, театр и искусство.
Свое существование Корея начинает с бронзового века, примерно IV в. До н. э. И в то же время возникают первые фольклорные источники — сказания о возникновении корейского государства, о его правителе Тангуне.
На корейском полуострове складывались рабовладельческие отношения, а власть передавалась по наследству. Однако существовали и демократические начала, например, народные собрания для решения каких-либо вопросов. Военный вождь уже тогда воспринимался народом не только как руководитель войск, но и как природный царь, которому нельзя перечить. Так, власть правителя понималась как сакральная.
Такое восприятие вождя было связано со взглядами корейцев на мир. Как и любая другая культура, древняя Корея имела мифологические представления о происхождении мира. Здесь почитались духи земли, неба и воздуха. Всюду жили и существовали священные хранители рек, холмов, гор, леса и пр. Особенно верили в могущество Неба: считалось, что именно от него исходят все земные блага. Высшим небесным создателем являлся Санчже, о котором четкого и конкретного представления не было. Но в случае земных катастроф, неурожая, войн — гнева Неба — корейцы устраивали жертвоприношения по всему королевству. Жертвоприношения проходили организованно: указания давали от правительства к местным властям.
Духи, по мнению корейцев, существовали везде: населяли любую тень, любой уголок дома, любой предмет и т.д. Жизнь человека сводилась к задабриванию духа, к получению его милости. Именно так, считали корейцы, могли заручиться поддержкой духа в защите от злых демонов.
Корейская мифология понималась аллегорически: каждый злой дух имел многообразные формы и главным образом мог превращаться в фантастических животных. Важно отметить, что метаморфозы духов могли происходить не только в обличие животных, но и в обличие людей.
Китай соседствовал с Кореей, поэтому его влияние нельзя отрицать в становлении корейского сознания. Из Китая сильное распространение имели конфуцианство и буддизм. Однако распространение новых религий никак не повлияло на ослабление шаманизма в Корее. Напротив, философские учения менялись, подстраиваясь под местные обычаи. В шаманизме изменились лишь понятия на конфуцианские и буддистские. Своего расцвета буддизм в Корее достиг к X в., став чуть ли не государственной религией. Но до этого буддистские идеи плохо приживались в быту корейцев: пришедшие божества перемешались с корейскими духами, поэтому люди отдавали почтение обоим равноценно. Конфуцианство, в свою очередь, в принципе противоречило обычаям и традициям народа, из-за чего не проникало в быт. Но все же упорным трудом различных деятелей получило свое распространение.
Так, свое распространение получил и культ великих людей и духов, который соблюдал правительство. Почитание ограничивалось жертвоприношением и соблюдением определенных обрядов. Духи обретали значение благодетельного и также оставались объектами городов, гор, рек и пр. Силами природы являлись небо, ветер, земля, дождь и др. Для жертвоприношения таким существам воздвигали жертвенники под открытом небом.
Из Японии и Китая, через книги, Корея получила знание о христианстве, что в скором времени привело к первой церковной иерархии на корейском полуострове. Христианство в Корее распространилось достаточно быстро и на сегодняшний день занимает лидирующее место среди существующих религий.
Через Корею в Японию проникали многие культурные новинки: рисовая культура, бронзовая культура и пр. Тесное взаимодействие двух стран привело к социально-культурному обмену. Об этом свидетельствуют, по историческим источникам, керамические гробы и церемония захоронения, одинаковые по своему проявлению в обеих странах. Япония подражала Корее, получала новые знания через корейских переселенцев, это ввело и к интегрированию мифологии, к созданию очень схожих мифологических персонажей, легенд и пр.
Для понимания некоторых моментов из корейского современного фольклора важно упомянуть японскую аннексию Кореи. Трагическая ситуация, произошедшая в первой половине XX в., для Страны утренней свежести сказалась, как ни странно, положительно на фольклоре, так как это привело к его обновлению. Примером проявления исторической ситуации в корейском быту служит создание такого существа, как Ёбосан (от кор. междометия 여보 (ёбо) — «дорогой», и уважительного японского суффикса «-сан» (яп. さん) – злого духа японца, соблазняющего корейских девушек.
Отличительной чертой восточных сказочных сюжетов выступает наличие мифических существ, тесно связанных с обличием животных и имеющих в своем образе вымышленные детали, например, кумихо (кор.) или кицуне (кит.). В русской сказке есть мифологические персонажи, но они, скорее, связаны с преобразованием человеческого обличия.
По восточным поверьям, каждый предмет/животное может обратиться в человека и, наоборот, каждый человек/животное может обратиться в предмет. Оборотни в сказках не всегда носят отрицательную черту. Они могут помогать людям или мешать на пути к счастью.
Принцип героя и антигероя заложен и во многих мифах о создании мира, сотворении его божествами или же соревнованиями при создании мира самими божествами, в частности великанами. В основном такие мифы идут из шаманских повествований, в которых рассказывается о сотворении и изначальной истории мира. Повествования о сотворении мира на севере и на Чеджудо имеют много общих элементов. В обеих традициях Вселенная создана с разделением неба и земли, которые изначально были слиты.
Авторы: Анастасия Аникина и Надежда Шабанова
Источники:
1) Корё Сарам. Из корейского фольклора//[электронный ресурс] URL: https://koryo-saram.ru/iz-korejskogo-folklora/
2) LIVEJOURNAL. Корейская мифология на Севере и Юге//[электронный ресурс] URL: https://remch-ch.livejournal.com/1899839.html
🔎 #Миринэ | #Корея | #КорейскаяКультура | #Корейцы