Вторая статья из цикла про отношения Арабского халифата и Хазарского каганата.
После стабилизации обстановки внутри Халифата его экспансионистская политика возобновилась практически по всем направлениям. В полной мере коснулось это и Закавказья, на влияние в котором претендовали хазары.
Постепенное усиление позиций арабов в Закавказье и их стремление расширить сферу своего влияния сделали новые столкновения между каганатом и халифатом практически неизбежными. Руководителем военных действий арабов на Кавказе стал Маслама, бывший сыном халифа Абд ал-Мелика и сводным братом следующих четырёх халифов. Началом военных действий можно считать 706 или 707 г., когда арабы совершили набег на хазарские поселения недалеко от Дербента.
Говоря о начале войны между хазарами и арабами, нужно учитывать и международный аспект этого события. Если опираться на сообщения армянских источников, то можно сделать вывод, что император Византии подтолкнул к выступлению против арабов правителя Армении Смбата Багратуни. Именно это восстание дало возможность хазарам перейти к наступательным действиям.
Им удалось захватить всю Албанию и овладеть Дербентом. Однако владеть этим важным в стратегическом плане городом им долго не пришлось. Масламе удалось в 714 г. после длительной осады захватить город, скорее всего благодаря предательству. Но видимо арабы не считали возможным удерживать Дербент, поэтому предпочли разрушить его оборонительные сооружения, чтобы их не смогли использовать хазары.
Армянский историк Гевонд рассказывал о том, что две армии хазар и арабов сошлись, но не могли решиться на открытое сражение. Арабский полководец, опасаясь численного перевеса хазар, предпочёл использовать военную хитрость и отступить, оставив в руках соперника пустой лагерь. Хазары после этого продвинулись на юг, но были остановлены арабами, несмотря на значительное численное преимущество. В данном случае вновь стоит напомнить, что эти события стоит рассматривать в общем контексте международных отношений. Большая часть сил арабов в это время была сосредоточена на попытке захватить столицу Византии – Константинополь. Действия хазар можно рассматривать как одну из причин неудачи арабов на этом направлении.
В 722 г. Хазарам удалось нанести поражение арабской армии под командованием Сабит ан-Нахарани. По сообщению источника,
«было убито много мусульман, причем хазары захватили лагерь и взяли все, что было в нём».
Однако арабам вновь удалось перейти в контрнаступление под руководством Джарраха ибн Абдаллаха. После победы близ Дербента арабы двинулись дальше на север и вскоре сумели овладеть Беленджером, захватив множество пленных и богатую добычу. Многие города изъявили готовность платить дань арабам. Однако продолжить поход Джаррах не решился, опасаясь того, что хазарам удалось собрать значительную армию. Джаррах, по сообщению рабского историка, возвратил правителю города Беленджер «его жену, имущество, детей и слуг», после чего тот готов был сообщать ему о передвижениях хазарского войск.
В исторических записках Халифа ибн Хаййат ал-Усфури сохранилось свидетельство о попытке хазарского кагана вторгнуться в Армению в 723 г. По сообщению историка, две армии
«сражались несколько дней, затем Аллах обратил многобожников в бегство».
С 726 г. политика халифата в регионе вновь перешла в руки Масламы. Борьба арабов и хазар долгое время велась с переменным успехом. Войско Масламы неоднократно вторгалось на территорию Хазарии, успешно сражалось с армией самого кагана, захватывало отдельные крепости и оставляло там гарнизоны. Однако хазары отвечали ответными походами, в ходе которых вторгались на территорию современного Азербайджана. После того как командование вновь было передано Джарраху в 730 г. арабские войска совершили глубокий рейд по хазарским территориям, сумев дойти до низовий Волги. Впрочем, это вновь не привело к закреплению арабов на данной территории.
В ответ на это в следующем году уже хазарская армия во главе с сыном кагана предприняла масштабный поход в Азербайджан. Хазары осадили города Варсан и Ардебиль, заставив Джарраха прийти к ним на помощь. Не дождавшись подкреплений, он решился на открытую битву с хазарами. Последние явно превосходили арабов по численности, хотя цифры из арабских источников о 300 тысячах воинов стоит признать преувеличением. Практически всё войско мусульман, насчитывавшее примерно 25 тысяч, погибло, спаслись буквально несколько сотен[9]. Погиб в этой битве и Джаррах. Как сообщается в источнике,
«Барсбек ибн Хакан приказал искать ал-Джарраха и его нашли среди убитых. Барсбек приказал отрезать его голову».
Это одно из редких упоминаний в источниках о хазарских военачальниках. Нам сравнительно хорошо известны имена арабских полководцев, но Басрбек один из немногих хазарских, чью судьбу можно проследить хотя бы относительно.
После этого хазарам удалось захватить Ардебиль, перебить всё мужское население. Отряды хазар рассыпались по всему региону, захватывая города, грабя население, отдельные соединения дошли до окрестностей Мосула, заставив задуматься о безопасности непосредственно арабских земель. Стоит отметить, что хазары в это время не забывали и о дипломатических действиях. Был вновь подтверждён антиарабский по своей направленности союз между каганатом и Византией. Свидетельством этого можно считать брак сына византийского императора на хазарской принцессе Чичак.
Халиф поставил во главе армии Сайда ибн Амр ал-Хараши, который сумел воспользоваться тем, что хазарские отряды действовали разрозненно и начал уничтожать их поодиночке. Ему удалось захватить и убить хазарского тархана. Арабам удалось снять осаду с Варсана, после чего к его армии присоединилось множество местных жителей. Ещё одним успехом была победа ад крупным хазарским отрядом и освобождение 5 тысяч пленных мусульман. Завершилось противостояние генеральным сражением, в котором арабская армия, хотя и была в два раза меньше по численности, смогла одержать уверенную победу.
После этого арабские войска, которые вновь возглавил Маслама, перенесли военные действия на территорию противника. Теперь уже Хазария страдала от вражеского опустошения. Не отвлекаясь на штурм Дербента, арабы глубоко продвинулись на север. Крупные хазарские города такие как Беленджер, Семендер были оставлены населением заранее. Наконец навстречу арабам вышло многочисленное войско под руководством самого кагана.
Арабы не решились вначале на сражение и предпочли отступить к Дербенту. Во время развернувшейся битвы небольшому отряду арабов удалось пробиться к шатру кагана и тем самым вызвать панику в хазарском воске и заставить его отступить. После этого арабы могли спокойно приступить к осаде Дербента. Взять город штурмом не получилось, но гарнизон капитулировал после того, как мусульмане смогли отравить источник, снабжавший город водой. В городе был оставлен крупный арабский гарнизон, крепость была перестроена, регулярно снабжалась оружием и продовольствием.
Однако после ухода Масламы с большей частью армии хазары вернулись в свои города на территории нынешнего Дагестана. Возглавивший арабские войска в регионе Мерван, сумел убедить халифа в том, что для достижения окончательной победы необходимо собрать намного большую армию, чем ранее делали арабы. Вначале Мерван жестоко подавил восстания в Грузии, а затем приступил к выполнению своей главной задачи. На этот раз в 737 г. арабы планировали не просто масштабный набег, а именно завоевание Хазарии.
Мерван счёл нужным прибегнуть к хитрости, он старался убедить хазар в намерении заключить сними мирный договор, для чего к нему долен был прибыть посл. Однако посланник был задержан арабами. Армия Мервана насчитывала до 150 тысяч человек, помимо арабов в неё входили представители многих закавказских народов. В соответствии с планом, арабская армия должна была наступать двумя путями через Дарьяльский проход и Дербент. Соединиться войска должны были под Семендером.
Неожиданное нападение привело к тому, что каган не смог вовремя собрать необходимые войска, и вынужден был бежать из столицы северном направлении к Уральским горам. В самой столице, однако, остался сравнительно крупный гарнизон. Хазары видимо планировали таким образом задержать арабское наступление и дать возможность тем временем кагану собрать многочисленную армию их подвластных ему племён.
Но Мерван просчитал эти намерения. Он решил не тратить время и силы на осаду хазарской столицы, а сделать ставку именно на преследование кагана вдоль берега Волги. При этом арабы полностью разорили земли подчинённых хазарам буртасов. Тем временем, находившийся в столице гарнизон под командованием Хазар-тархана, решил, что оставаться в городе не имеет смысла и предпочёл следовать вслед за арбами, рассчитывая соединиться с каганом.
Узнав об этом от своих лазутчиков, Мерван решил окружить эту хазарскую армию, для чего приказал своим войскам по понтонному мосту переправиться на другой берег Волги. Арабам повезло, небольшой отряд, который они перехватили при переправе, возглавлял сам Хазар-тархан. После этого арабскому войску удалось незаметно подойти к расположившейся на ночлег и не ожидавшей нападения хазарской армии. Разгром был абсолютным, более 10 тысяч хазар погибло, почти столько же оказались в плену, остальная армия разбежалась и престала представлять угрозу для арабов.
Отдельно стоит упомянуть про то, что до сих пор остаётся неразрешённым вопрос о географической привязке событий. Наряду с версией о том, что военные действия разворачивались на берегах Волги, которой придерживались П. И. Артамонов, Г. И. Семёнов, существует предположение, что под упомянутой в источниках рекой нужно понимать Дон. Именно такой версии придерживался А. П. Новосельцев. По его мнению, каган должен был отступать в те районы, где мог рассчитывать на помощь со стороны союзной Византии, а не в Поволжье, где можно было ожидать только встречи с враждебными кочевниками.
Но в любом случае, после этих событий кагану уже не на что было рассчитывать. Набирать новые войска он не имел времени. Хазарский правитель вынужден был просить арабов о заключении мира. Мерван предъявил требование об обязательном принятии ислама хазарским каганом. Естественно, что в данном случае принятие исламской религии должно было восприниматься именно как знак подчинения, готовности признать верховную власть Арабского халифата. Каган пытался вести переговоры, просил вначале рассказать ему подробнее о новой для него вере, особо его заинтересовали возможные ограничения в употреблении свинины и вина. Но, очевидно, что альтернативы подчинению не было. Каган принял ислам вместе с ближайшими соратниками и семьёй. После этого Мерван назвал кагана своим братом, но это не помешало ему увезти с собой не только богатую добычу, но и несколько десятков тысяч пленных.
Хотя победа над хазарами была впечатляющей и масштабной, но её последствия оказались гораздо слабее, чем могло показаться на первый взгляд. Арабы столкнулись с тем, что они могут одержать победу над Хазарией, но вот покорить её полностью н способны. М. И. Артамонов связывал это, в первую очередь, с тем, что в хазарском обществе на тот момент отсутствовали острые классовые противоречия, которые были на других завоёванных арабами территориях, помогавшие завоевателям устанавливать свою власть.
Но, скорее, сказалось влияние географических факторов и особенностей социального устройства. Территория Хазарии была слишком сильно удалена от важных центров халифата. Для её покорения необходимо было оставить там не просто отдельные гарнизоны, но крупную армию. А таких возможностей у арабов на тот момент не было.
Весьма показателен в этом плане религиозный аспект подчинения. Очевидно, что факт принятия ислама каганом таки остался всего лишь эпизодом, он не привёл к началу процесса исламизации Хазарии. Особо стоит отметить, что спустя буквально 3 года после поражения в 740 г. хазары в качестве религии избирают иудаизм. Этот шаг можно рассматривать именно как стремление обозначить таким образом свою самостоятельность, подчеркнуть независимость как от христианской Византии, так и от исламского халифата. Хотя большая часть населения и элиты Хазарии, очевидно, ещё долгое время продолжали оставаться скорее язычниками.
Примечательно, что в источнике более позднего периода - письме хазарского царя Иосифа Хасдаю ибн Шафруту в Кордову говорилось о набеге первого хазарского правителя принявшего иудаизм Булана на Закавказье. Таким образом он хотел заполучить некие священные реликвии. Также в письме говорилось о том, что после принятия иудаизма к хазарам явились послы из Византии и Арабского халифата, которые стремились убедить их принять свою религию, как с помощью богословских доводов, так и богатых даров. Однако хазарам удалось заставить посланников признать свою правоту. Сообщения эти могут быть легендарными, но вряд ли можно отрицать, что арабы по-прежнему пытались приобщить хазар к мусульманской религии, рассчитывая таким образом заставить увидеть в халифате центр идеологической и политической власти.
Значение арабо-хазарских войн первой половины VIII в. могли по-разному оцениваться историками. М. И. Артамонов склонен был считать это событие крайне важным, повлиявшим на судьбы всей Восточной Европы. Историк полагал, что именно сопротивление хазар помешало дальнейшему распространению восточной исламской цивилизации по европейской территории. Особо Артамонов подчёркивал, что это давало возможность сложиться Древнерусскому государству именно как части европейской цивилизации. Всё это позволяло говорить, что данные события обеспечили себе «всемирно-историческое значение». В данном случае отечественный исследователь был солидарен со многими зарубежными коллегами, которые сравнивали действия хазар с победой Карла Мартелла над арабами при Пуатье.
Вряд ли можно полностью согласиться с такой оценкой. Всё-таки мы не должны забывать, что речь идёт не о победе Хазарии над арабами, а о масштабном поражении. Соответственно, если арабы не стали продвигаться далее на север и запад по Европе, то это свидетельствует скорее о том, что они не имели таких планов или, по крайней мере, не располагали необходимыми ресурсами.
Если говорить о реальных последствиях длительного арабо-хазарского противостояния на Кавказе, то можно отметить, что арабам удалось добиться прекращения хазарских набегов на свои территории. Также арабы получили возможность спокойно сосредоточиться на покорении кавказских государств и народов, не опасаясь вмешательства со стороны Хазарии. Военные действия армии Марвана длились до 741 года. Впрочем, зависимость мелких кавказских владык от Арабского халифата также была достаточно условной. Они нередко отказывались подчиняться, если считали это выгодным и возможным.
Граница Арабского халифата смогла сдвинуться в северном направлении, но она была достаточно неопределённой. О власти арабов можно было уверенно говорить в Дербенте и землях к югу от этой крепости. В лежащих севернее степных пространствах хазары продолжали оставаться влиятельной силой.
Значительную роль в изменениях отношений арабов и хазар сыграли события внутри халифата. В 743 г. после смерти халифа началось восстание против правящей династии Омейядов. Герой хазарской войны Мерван сумел захватить власть в Дамаске и провозгласить себя халифом, но проиграл войну, вынужден был бежать в Египет, где и был убит. К власти пришла новая династия Абассидов.
Таким образом, хазары никак не воспользовались ослаблением своих старых врагов. Вероятно они сохранили память о тяжёлом поражении 737 г. и предпочли сосредоточиться на внутренних проблемах. Весьма показательно, что одним из первых решений новой династии было перенесение столицы из Дамаска в Багдад. Политический центр халифата удалился географически от арабо-хазарской границы.