Вам не кажется, что фотография, в том виде, в котором мы привыкли её воспринимать, достигла какого-то своего пика, или, по крайней мере, очень близко к нему подобралась?
Причем во всех аспектах:
- и в плане техники,
- и в плане художественной ценности,
- и в плане ценных качеств самого фотографа,
..потому, как сейчас, чтобы всерьёз считаться фотографом уже недостаточно навыка умело и по ситуации жонглировать значениями выдержки, ISO и диафрагмы.
Зритель настолько избаловался, что ждёт от нас гораздо больше умения просто получать снимки с правильной экспозицией и резкостью, ибо с внедрением в камеры кучи умной вспомогательной электроники, на это теперь способен даже тот, кто вообще не углублялся в теорию фотосъемки.
Сейчас больше выстреливают насмотренность, художественный взгляд, умение видеть и управлять светом, способность снимать всех и вся, подгоняя условия на площадке под свои надобности, и какие-то личные качества, которые ценятся всегда и везде, и которые в посте про обязательный навык фотографа, я определил, как “Быть интересным человеком”, т.к. основная работа любого профессионального фотографа - это в первую очередь работа с людьми.
Стабильно только наличие идеи и художественно смысла в кадре, ибо фотки-пустышки зритель щелкает на раз, в остальном, к качеству уже не предъявляются настолько высокие требования, как даже двадцать лет назад - сейчас все пилят контент, а не снимают фотографии. Поэтому чем естественнее, эмоциональнее и осмысленнее будет выглядеть финальный кадр, тем больше внимания он получит, а значит и ценности в нем будет больше.
Уже сейчас рынок однозначно порешал именно в этом направлении, а дальше эта тенденция будет только усиливаться. Я не знаю, что должно произойти, чтобы опять вернулась мода на идеально “вылизанные” в редакторах фигуры и лица, снятые по жесткой постановке пусть даже с максимально подходящим и играющем на образ светом. Есть идеи? Поделитесь в комментах.
С технологиями тоже не всё однозначно!
С одной стороны, каждая новая камера - это вершина технологического чуда, но эта вершина направлена не на развитие фотографии, как вида искусства, а исключительно на то, чтобы ещё сильнее раскрыть творческую сторону фотографа, как можно сильнее облегчив тому жизнь на съемке.
Потому, как если по фактам разобраться, сразу станет понятно, что реально полезные функции, которые действительно влияют на конечный результат, давно уже достигли своего апогея:
- Автофокус достиг пика в скорости и точности.
- Мегапиксели уже значения не имеют. Слава Богу, мы перестали ими меряться, и большинству хватает разрешения от 20 до 30 Mpx, чтобы ни в чем себе не отказывать.
- Что касается выдержки, то в случае механического затвора новых значений с 1940 года так и не появилось. Как снимали самой короткой 1/8000, так и снимаем.
Появился, правда электронный со своими значениями до 1/32000, но пока производители окончательно не поборют роллинг-шаттер, неравномерную освещенность кадра и блюминг, народ так и не начнет им пользоваться на постоянной основе, потому, как даже сейчас, в большинстве случаев фотографы пользуются исключительно электронной первой шторкой, и то только потому, что так по умолчанию настроены большинство современных фотоаппаратов.
- ISO - вот тут подвижек больше всех! Читаешь пиковые значения, на которых могут работать новые камеры, аж дух захватывает! Но по факту, опять получается, что на этих 51200 снимают единицы, а остальные предпочитают придерживаться тех же 1600-3200, на которых вполне способны снимать те же “динозавры”, вроде 5DIII. И ведь хватает!
- Можно ещё вспомнить скорость серийной съемки, так и она упёрлась в 120 кадров в секунду. И это при том, что при 24 кадрах получается уже полноценное видео.
Вот и получается, что всё действительно полезное в камере в своём развитии уже упёрлось в потолок, и я, если честно, даже придумать не могу, чего мне не хватает в моей уже не самой передовой EOS R.
Хотя, если пофантазировать, то я бы, разумеется не отказался от:
- полностью электронного затвора, чтоб вообще не переживать, сломается у меня что-то в камере или нет. Но! Абсолютно без роллинг-шаттера и с полной поддержкой работы со вспышками без каких-либо компромиссов во всех линейках камер без исключения,
- многослойной нешумящей матрицы, где регистрация световых волн и преобразование их в цифровой сигнал идет независимо от наводки на резкость и передачи данных,
- рабочего значения ISO с идеальным соотношением сигнал/шум на уровне 100500, и ДД на уровне человеческого зрения, чтоб снятый кадр не отличался от того, который фотограф видит глазами,
- и невероятно сообразительного ИИ, который работает не только на цепкость и точность фокусировки, но и на идеальный расчет ГРИП и наиболее подходящую композицию здесь и сейчас, опираясь на изучение законов живописи и классиков фотографии.
Понимаю, первые два пункта в том или ином виде уже реализованы в Nikon Z9, но хотелось бы, во-первых, чтобы технология после небольшой доработки получила массовое применение, а во-вторых, если верить заявленным патентам, это событие не за горами!
И скорее всего, остальные пункты также со временем подтянутся, потому, как развитие технологий сейчас направлено именно на то, чтобы снять с фотографа рутинные технологические процессы, оставив исключительно творческую созидательную составляющую жанра.
Короче говоря, чтоб не отвлекался на управление, а только творил!
И вот из этого вытекает необходимый минимум качеств успешного фотографа в ближайшем будущем - идейность, начитанность, насмотренность, эмпатийность и умение найти контакт с моделью - т.е этакий психолог- экстраверт с безграничным потенциалом к творчеству, ибо все технические аспекты камера возьмет на себя.
Я сейчас дал очень смелый прогноз, но если проанализировать все те веяния в фотографии, которые мы получили в концу 2023 года, то всё к тому и идет, что придется ещё сильнее прокачивать себя, именно это и будет основная конкурентная составляющая на рынке, а обновлять технику в погоне за лучшим качеством картинки после определенного момент может быть и вообще не придется.
Хотя, не исключаю, что в какой-то момент всё вообще свернет не туда, накроется медным тазом тенденция к естественности в кадре, и в камеры на полном серьезе начнут внедрять нейросеть по типу Midjourney, чтобы создание контента было ограничено тисключительно фантазией автора.
Вам какая концепция светлого будущего ближе? Или какой функции в камере не хватает настолько, что аж зубы сводит от желания, чтоб её производители поскорее реализовали в новых моделях? Я, несмотря на то, что обозначил несколько желаемых пунктов, в глубине души понимаю, что они, слегка притянуты за уши, поэтому однозначно не могу ответить на этот вопрос.