Я не поклонник советского кинематографа, но в данном случае вынужден признать, что такие фильмы в наше время российские кинорежиссеры снимать разучились – простые, без драйва, «диалоговые», где чувства передаются простой тонкой режиссерской игрой, а не криками актеров с заламыванием рук и ног.
Что случилось? Почему произошла такая утеря мастерства? Не могу сказать, и дело не в актерах, и не в режиссерах – фильм «Двенадцать» снимал Михалков, часть актеров – еще из СССР, а в результате – вместо диалогов – крики, шум, и гам, вместо тонкой актерской игры – любительская театральщина.
«Ключ без права передачи» - безусловно шедевр советского кинематографа. Тонкий юмор, блестящие диалоги, тонкая актерская игра без переигрывания – фильм затягивает и заставляет задуматься.
Действие фильма разворачивается тихо и незаметно, интрига постоянно нарастает и… разрешается самым неожиданным образом.
Действие фильма происходит в обычной ленинградской школе. Там есть класс 10 «Б», который все не любят – нагловатые, независимые ребята.
Если честно – немного не понял нелюбовь школы к 10 «Б» - нормальные ребята, мы были куда жестче и хуже. И вели себя куда наглее, и нас никто бы не заставил поднять магнитофон с пола…
И только классный руководитель – мать-одиночка Мина Максимовна – находит с ними общий язык и может управлять ими. Спойлер – не она одна…
Коллеги завидуют ей и говорят, что только у неё клюя от этого класса, Марина Максимовна возражает, что ключ это "без права передачи", и ребята сами решают, кому его вручать…
В советском кинематографе было модно противопоставлять молодых учителей либеральных нравов старым «олдскульным» педагогам, погрязшим в традициях «старой, деспотичной» школы.
Тут именно такое противопоставление.
Одновременно в школу приходит новы директор – военный пенсионер, не имеющий никакого отношения ни к школе, ни к педагогике.
В чем интрига, спросите Вы?
Школьники из 10 «Б» вместе с Мариной Максимовной обсуждают других учителей, и, зачем-то, свои обсуждения записали на портативный магнитофон.
Вокруг этой записи возникает интрига, рассуждения, и ….
И тут выясняется, что представление о чести и достоинстве у советского офицера не совсем такие, как у педагогов – нельзя слушать то, что не предназначалось для чужих ушей. Нельзя! И, с другой стороны – офицеру нельзя обсуждать других офицеров с солдатами.
Интересны рассуждения на тему – могут ли ученики обсуждать учителей. С привлечением Сократа.
Я тут, честно говоря, немного не понял – то ли это тонкий троллинг (Сократ не создал научной школы, а все его ученики прославились исключительно трусостью, подлостью и предательством), или не знание истории – Сократа обсуждали все, кому не лень, включая учеников.
И четко показано – «колючий» 10 «Б» класс, который никому не подчиняется, и у которого плохо с дисциплиной – безоговорочно подчиняется приказам директора школы, причем подчиняется, понимая требования с полуслова, без четкой постановки задачи…
Бывший офицер без педагогического образования оказывается лучше подготовлен к школе, чем педагоги с многолетним стажем…
Стоит ли тратить на это фильм время?
Если вы ностальгируете по СССР – безусловно, да.
Если вам нравится хорошие фильмы с качественной актерской игрой, хорошей режиссурой, и интересным сюжетом и тщательно продуманными диалогами – безусловно, да.
Всем остальным? Не думаю – старая некачественная пленка, неактуальный сюжет – той страны уже не вернуть, отсутствие драйва…