Найти тему

У автора больная фантазия? Или читатель слишком нежный?

Я нередко встречаю обвинения в сторону авторов, которые, по мнению некоторых читателей, позволяют себе слишком много в своих книгах. А под «много» подразумевается чаще всего настоящая жизнь: тут измену описали, там — запрещенные вещества, здесь — насилие. И вот это всё называют больной фантазией автора и свидетельством его бед с головой.

Всем привет! Я Кристина.
Всем привет! Я Кристина.

Ну конечно! Согласитесь, только в больной голове могла родиться идея написать роман о двух любовниках, решивших убрать препятствие в виде мужа, утопив его в озере, чтобы затем попытаться жить нормальную жизнь. В реальности такого никогда случается, такое рождается только в нездоровом мозгу того же Эмиля Золя. Я не спорю, Золя умеет подчеркнуть в людях всё самое худшее, вывернуть их душонки наизнанку и обнажить все их низменные стремления так, что порой становится противно. Но разве это фантазия?

«Тереза Ракен» Эмиль Золя
«Тереза Ракен» Эмиль Золя

Разве фантазирует Арчибальд Кронин, когда пишет про насилие в семье? Такого точно не бывает, а он просто не дружит с головой? Однако это не выдуманная мерзость, это — реальность. Жизнь — она разная, в ней достаточно много неприятных вещей. Их нельзя игнорировать, скрываться от них, закрывая глаза. Об этом не просто можно, а нужно писать. Проблемы нужно подсвечивать, проблемы нужно показывать.

«Замок Броуди» Арчибальд Кронин
«Замок Броуди» Арчибальд Кронин

Вы, конечно же, можете мне возразить: «Зачем об этом читать, если в жизни и так чернухи хватает?». И да, я согласна, что часто сводки новостей читать страшно. И что тогда, искусство должно быть только о добром и светлом? Не нужно писать об инвалидах, снимать фильмы о сиротах и уличной преступности?

Я недавно прочитала роман Маргариты Ронжиной «Одиночка». Это история о матери-одиночке с ребенком-инвалидом. Мало того, что женщина осталась без поддержки отца ребенка, так ещё и столкнулась с ДЦП, финансовыми трудностями и послеродовой депрессией.

«Одиночка» Маргарита Ронжина
«Одиночка» Маргарита Ронжина

И описаны в романе крайне малоприятные вещи — от попыток забыться с помощью спиртных напитков и связей на одну ночь, до откровенной ненависти к младенцу. Ну просто тьма кромешная! Но это всё есть часть жизни. И, к сожалению, об этом почти никто не пишет, а такого, наоборот, должно быть больше. Люди с ограниченными возможностями должны быть больше представлены в кино и литературе. И да, можно закрыть глаза и ничего не видеть. Но зачем?

Нет, не стоит зацикливаться только на плохом, так можно и с ума сойти. Но и бежать от реальности не стоит, а тем более не стоит обвинять тех, кто не стесняется и писать о другой стороне реальности. Открыто и откровенно, без увиливания, приукрашивания и вранья.

Книги
Книги

Знаете, именно лицемерным увиливанием занимались в Викторианскую эпоху. Дела в Англии шли не очень хорошо: много бедных, женщины работают в шахтах, детские фермы, девятилетние дети трудятся на тяжелых работах, но говорить об этом было не принято. Создавалась иллюзия красивой и прекрасной жизни. Это разве хорошо? Проблемы, если их скрывать, не испаряются в воздухе. Я даже больше скажу: у проблем есть очень необычное свойство — они могут усугубляться, если долго их игнорировать.

В книгах нужно показывать жизнь со всех сторон. Показывать жизнь счастливую, успешную и яркую, но также страшную, мерзкую и плохо пахнущую. Можно, конечно, притворяться легко порхающей бабочкой, не видящей проблем вокруг. Но делать вид, что это у автора больная фантазия, а не реальность такая — обыкновенная глупость.

Я за честность в книгах. Хотя порой хочется прочитать какую-то светлую и наивную историю, где все события притянуты за хвост, а концовка — сахарная-сахарная.