Город Челябинск последнее время очень радует транспортными реформами и скоростью их внедрения. Особенно город выделяется на фоне большинства других городов, где не годами, а десятилетиями ничего не меняется, а транспортные проблемы остаются теми же и только усугубляются. В Челябинске же за очень короткое время смогли кардинально преобразить даже не столько сам транспорт, сколько подход к нему.
Если вы попадёте в Челябинск, возможно вам даже сперва не покажется чем-то особенным всё то, что здесь есть. Тем не менее, глубинные процессы запущены и транспорт постепенно стал поворачиваться к горожанину лицом. Пока сделано не очень много, но и даже то, что есть, во-многом - революционно.
Надо сказать, что до недавнего момента в городе шла ровно обратная политика: с транспортом не делалось примерно ничего, зато дороги расширялись и строились эстакады. Автомобильное лобби делало всё для стимулирования автопользования. Некоторые улицы до сих пор выглядят, как взлётные полосы.
Но несколько лет назад тренд кардинально изменился. Дороги расширять перестали, а городскому транспорту и пешеходной среде стали уделять повышенное внимание.
Трамвай. Челябинску досталась ещё с советских времён мощная и обширная система, которую в нулевые и 10-е годы сильно запустили. Маршрутки съедали у трамваев потоки, вагоны ветшали, пути разбивались, в общем - классический путь транспортной деградации. Тем не менее, трамвай, всё равно пользовался высоким спросом.
Последние пару лет город плотно взялся за модернизацию этого вида транспорта. По всей сети идут многочисленные ремонты и реконструкции.
Самое главное, что в большинстве случаев во время реконструкции пути получается обособлять - иногда только разметкой, иногда - столбиками, а иногда - полноценно бордюром. Не всегда это просто - часто ГИБДД (с которыми по закону надо согласовывать такие проекты) всячески мешает это делать, боясь, что "всё встанет". Тем не менее, прогресс весьма заметный - трамвай получается вытаскивать из заторов.
Главная трамвайная магистраль - улица Цвиллинга. Раньше тут были просто пути и выход порой вообще на проезжую часть под колёса. Где-то был узкий проход, на котором очень некомфортно было ждать трамвая. Теперь же сделаны платформы и остановки.
Это же место 3 года назад.
Платформы достигают уровня пола трамвая, так что подниматься пассажирам вообще не приходится ни на сантиметр. За пределами Москвы очень мало городов, внедряющих массово такие платформы.
На остановках ставят удлинённые навесы - это позволяет пассажирам не мокнуть, когда они из остановки садятся в транспорт.
На центральной трамвайной остановке "Площадь Революции" раньше была выделенка и место для ожидания, но не было никаких навесов. Также сюда было можно попасть только через подземный переход. Сейчас сделали проход и по наземной части, что существенно улучшило доступ к трамваям.
В год получается ремонтировать 10-15 км путей одиночного пути. С учётом того, что вся сеть составляет 137 км, а требуют ремонта из них 75, для полной реконструкции всей системы ещё надо подождать 5-7 лет.
На реконструируемых участках стараются сразу ставить платформы. Такие платформы очень облегают и ускоряют посадку и высадку.
Свердловский проспект. Здесь также проходит реконструкция путей, причём для этого участка используются 25-метровые рельсы! Такие длинные рельсы позволяют делать меньше стыков, благодаря чему трамвай реже стучит и может быстрее ехать. Позволить себе такие рельсы город может исключительно потому, что у него есть свой металлургический завод, где их можно отлить. С завода рельсы специальными трейлерами с машинами сопровождения сразу едут к месту ремонта.
В Челябинске также применяется и весьма рациональный подход. Ремонтируются не просто случайные участки. Сперва собирается статистика по наиболее проблемным местам, где происходит больше всего сходов. Такие участки подвергаются реконструкции в первую очередь. Также собираются данные о местах ДТП с трамваями, и эти места идут в первую очередь на обособление.
Из той же серии "было / стало" - улица Первой Пятилетки.
Сейчас этот участок находится на ремонте, но скоро трамвайчики тут понесутся.
Этот участок ремонтируется прямо сейчас. Работы идут полным ходом.
Идёт активное обновление подвижного состава. Старые КТМ-5 пока ещё доминируют особенно на нецентральных улицах, но постепенно их вытесняют новые вагоны 71-628. Их уже - 71 штука. Ещё в парке есть 30 вагонов предыдущей модели 71-623. Таким образом, в Челябинске уже 101 новый вагон при общем выпуске в будний день 177 вагонов.
Что касается знаменитого проекта метротрама. Он также движется, но не так быстро, как хотелось бы. Напомню суть: построенные станции метро должны быть интегрированы в общую трамвайную сеть, благодаря чему можно будет и уже построенные станции использовать, и не мучиться с подвижным составом и тем, что такое метро имело бы крайне небольшой охват.
Теперь перейдём к троллейбусам. Этот вид транспорта тоже находился в глубокой стагнации. Как и у трамваев, основу парка составляют видавшие виды 20-30-летние ЗиУ.
При этом, сеть остаётся довольно разветвлённой, и, что примечательно, она почти не сокращалась с советских лет (хотя пара небольших закрытий линий, всё же, было)!
Однако, при довольно большом (150 машин), хоть и устаревшем парке в городе сохранилось только одно депо! Два других были закрыты, а троллейбусы ночуют на конечных и обслуживаются все в оставшемся парке.
И вот прекрасные новости: В Челябинске готовится первая в России троллейбусная концессия! Соглашение между правительством Челябинской области и Холдингом "Синара" заключено в 2021 году на 15 лет. По ему "Синара" берёт в аренду всю троллейбусную сеть, модернизирует её, закупает подвижной состав и эксплуатирует её в течение этого срока. Очень интересно, что из проекта получится! Первые троллейбусы "Синары" вышли на линию 1 сентября на 19-й маршрут (уже после моего визита). Интересно, что "Синара" сама и произвела эти троллейбусы (и назвала их в честь себя), так что у нас появился новый производитель, и это - первый выход на линию новой модели.
По всему центральному проспекту заметны новые троллейбусные стрелки и другие элементы контактной сети.
В планах строительство нескольких небольших участков, а также продление некоторых маршрутов на автономном ходу.
Автобусы. Очень мало где в России за пределами Москвы и Санкт-Петербурга остались сочленённые машины. И Челябинск решил себе вернуть статус города с автобусами очень большой вместимости. Первые "гармошки" VolgaBus вышли на линию буквально на днях. Сам губернатор области открывал движение!
Выделенные полосы. Тут всё пока не так радужно по сравнению с другими городами. Но, тем не менее, процесс идёт и в этом направлении. Пока они есть только на нескольких главных улицах, в том числе, на проспекте Ленина. Полоса здесь специально сделана широкой, чтобы одни транспорты могли обгонять другие.
Маршрутки. Пока они продолжают бороздить просторы челябинских улиц. Избавиться одномоментно от них невозможно по законодательству, поскольку действуют контракты на перевозки. Однако по окончании срока действия этих контрактов продлевать их уже не будут, а будут по их трассам организованы обычные маршруты автобусов по действующим тарифам. По планам большую часть маршруток планируется упразднить уже в следующем году.
И, напоследок, надо упомянуть основного продвигателя всех позитивных транспортных реформ, заместителя министра транспорта Челябинской области Александра Егорова. Его история в своё время шокировала всех в транспортном сообществе. Начинал Александр простым активистом в городе Твери, откуда он родом. Я хорошо помню, как мы начали читать друг друга в ЖЖ где-то лет 10 назад. В его журнале probok_net_tver было много интересных постов и предложений про транспорт и дорожное движение в Твери. Потом посты Александра заметили в "Мосгортрансе", и он несколько лет работал в Москве и продвигал выделенные полосы (да, эти самые выделенки с большим заметным буфером и без разрывов были его идеей). Ну а в возрасте всего тридцати с небольшим лет он был приглашён в Челябинск на пост заместителя мэра по градостроительству и городской среде, а уже там потом он перешёл в областной минтранс. Так, вот, давний "френд" из ЖЖ теперь занимает такую высокую должность и, что важно, хорошо использует свои возможности.
Уверен, что это неслучайно. Помимо того, что Александр хорошо разбирается в транспорте и дорожном движении, он очень хорошо умеет доносить нужные идеи до лиц, принимающих решения.
Ну и, конечно, вряд ли бы такой успех был возможен без поддержки губернатора области, самого министра транспорта и всего коллектива министерства транспорта и дорожного хозяйства Челябинской области.
В любом случае, считаю, что Челябинской области очень повезло с таким зам.министра транспорта. Пожелаем Александру дальнейших успехов в его деле, челябинцам - больших транспортных и не только свершений, а другим городам и регионам - таких же квалифицированных специалистов и управленцев! Думаю, через пару лет, если всё такими темпами будут идти, город действительно будет не узнать. Надо будет обязательно заехать ещё раз!