Найти тему
Нижегородский Мечтатель

Атака Великой голландской армады на Канарские острова. Главы испанской хроники

Итак, обычно историю пишут победители. О «Непобедимой Армаде» известно всем, а вот то, что англичанам и их союзникам отнюдь не всегда сопутствовала удача в период Англо-Испанской войны 1585-1604 годов, и Восьмидесятилетней войны или Нидерландской войны за независимость (1566/68-1548), обычно любят умалчивать.

Да и источники изучаются, в основном английские. Предлагаю вашему вниманию один из эпизодов данного конфликта, известный в истории, как осада Лас-Пальмаса 1599 года, в изложении известного испанского автора исторических и дворцовых хроник.

Главы из хроники испанского хрониста Луиса Кабрера де Кордова «Сообщения о том, что произошло при испанском дворе с 1599 по 1614 год» (Relaciones de las cosas sucedidas en la Corte de España desde 1599 hasta 1614)

*****

Атака голландского флота (Великой голландской армады), под командованием Питера ван дер Доуса на Канарские острова в 1599 году. Рассказ о том, что случилось с армией противника на Канарских островах. Записано в Мадриде в 1599 году.

В субботу, 26 июня, неприятель появился в виду города Канария (Лас-Пальмас-Гран-Канария), с армадой из 74 кораблей. Алонсо де Альворадо (Ascensio de Aivarado), генерал-губернатор острова оповестил другие города и собрал всех жителей острова, в первую очередь владевших оружием.

Но врагу тайно удалось войти в устье реки, в направлении Островков и произведя ложный маневр, атаковал бухту Санта-Каталина. Ему противостояли в укрепленных окопах четыре капитана со своими ротами и немногочисленной артиллерией.

Тем временем враг с наиболее значительными судами устремился к главному форту крепости, накрывая его залпами из пушек и мушкетов. Так же с кораблей были спущены лодки с солдатами для высадки десанта. Командование форта не успело выставить должную охрану, так как не ожидало нападения с этой стороны.

Генерал, лейтенант-губернатор Антонио Помачамосо (Antonio Pamochamoso), старший майор Антонио Эредиа (Antonio de Heredia) и несколько их капитанов с солдатами, прибыли к форту для отражения вражеской высадки. Но сила неприятеля была столь велика, что нашим людям был нанесен большой урон мушкетными залпами, высадившимися на берег из лодок врагами.

Лошадь под генералом была убита, при падении он сломал ногу, и оказался придавлен лошадью. Генерал оказался на краю гибели, так как враги бросили его умирать на поле боя на произвол судьбы. (Переводчик отметила возмущение и удивление хрониста по поводу данного эпизода. По сути, это было нарушением правил войны: знатных и высокопоставленных людей старались взять в плен, при ранении выходить, так как противник, во-первых, рассчитывал на такое же отношение к своим, а во-вторых, не забываем про последующие вопросы выкупов и размена военнопленными.)

Соратники генерала вытащили его из-под убитой лошади и на руках вынесли с поле боя. Так уточнил старший майор Антонио де Эредиа. Упомянутые выше, лейтенант-губернатор Помачамосо со старшим майором, рискуя жизнь остались на поле боя, поддерживая людей и старались помешать врагу взять плацдарм. Но этого нельзя было сделать из-за слишком больших сил противника.

Нанеся урон врагу в числе около 500 человек, и потеряв много своих соратников, среди которых было два капитана и прапорщик, генерал в наиболее возможном порядке, со своими оставшимися людьми, отступил в город, где уже был губернатор округа Антонио Хове (Antonio Jove).

Антонио Хове, как плохой христианин позволил врагу захватить плацдарм на суше близ крепости, неприятель числом в 6 000 солдат и с артиллерией подступил к стенам, заложил окопы и стал разрушать стены, пытаясь захватить форт Санта-Анна. Упомянутый сеньор Антонио Помачамосо, старший майор и другие капитаны поставили людей на городской стене, подняли четыре орудия на холм Сан-Франциско, возвышающийся над городом и укрепившись, насколько это было возможно, наносили урон врагу, препятствуя тому войти в город. Таким образом они нанесли потери врагу числом около 400 солдат.

-2

В течении трех дней враг не мог подойти к городу, пока отряд неприятеля числом в 1000 бойцов не занял другой холм и не начал вести обстрел из мушкетов. Видя, что этой атаки врага не выдержать наши отряды оставили город и враг вошел в него. Наши отряды и жители города отступили на несколько миль. Через несколько дней, враг потребовал выкуп за город, иначе угрожая спалить его дотла вместе с всеми окрестными селениями острова.

И лейтенант-губернатор Антонио Помачамосо собрался на военный совет с нашими капитанами и сержантами, а также с городскими старшинами и было решено вновь встретиться с врагом – достойно, надеясь на лучшее. Были собраны люди с острова при помощи каноника Кайраско и капитана Антонио Лоренцо, на это ушло четыре дня, а затем врагу был дан ответ, что пусть они поступаю, как им заблагорассудится.

Враг выступил из города количеством 3 000 человек, пятью отрядами в порядке достиг горы Лентискаль, которая находиться в одном лье от города и там его ждали Антонио Помачамосо, с капитанами Антонио Лоренцо, Хауном Мартелем, а также Бальтасар де Армас, майор Агилар и еще шесть офицеров с со своими солдатами.

Когда враг их обнаружил, то не решился на атаку, как заметил Антонио Помачамосо люди сильно страдали от жары и стали отступать обратно к городу. Наши отряды преследовали их вплоть до города, потери неприятеля составили 120 солдат, также был убит и один капитан.

На следующий день на рассвете, враг стал поспешно покидать город, сжигая храмы и дома, генерал, лейтенант губернатор Помачамосо успел со своими капитанами и людьми войти в город помешав сжечь его полностью. Но были сожжены два монастыря – Сан-Доминго и Сан-Франциско, многие дома и епископские палаты, враг последовал в порт, погрузился на корабли и отплыл, забрав с собой пушки, оставив разрушенными два форта.

Враги отплыли. потеряв более 900 человек убитыми и увозя множество раненых. Антонио Эредия получил ранение в лицо, состояние губернатора Алонсо де Альворадо несколько улучшилось, но сохранялся риск его гибели от ран. В плен врагом были захвачены 60 человек, находившихся во взятой крепости. Вражеских солдат в плен было взято 10 человек; в порту остались невредимыми французские моряки со стоявшего там корабля. Стало известно, что всего с противником было 10 тысяч пехотинцев и 5 или 4 тысячи моряков

Со стороны города Санта-Крус, что на острове Тенерифе позже была слышна артиллерийская пальба, судя по всему враг атаковал остров. Да сохранит нас Господь, как только может.

*****

Перевод хроники адаптирован к литературному редактированию журналистом Еленой Салтыковой (Элен Болеро), по просьбе автора канала.