Найти в Дзене
КиноБуква

Легко ли жить рядом с гением – тонко снятый кусочек жизни в фильме «Портрет жены художника» и одна из лучших ролей Валентины Теличкиной

Оглавление

«А почему ты никогда меня не писал?» - спрашивает Нина как бы, между прочим, едва ли не в шутку, но сколько боли в её глазах…

Сюжет фильма настолько прост, что укладывается в один вопрос – легко ли жить с гением? Совершенно обычная история, наложенная на удивительную музыку Евгения Доги (кстати, «Осенние деньки» были лейтмотивом еще в одном прекрасном фильме - «Одиноким предоставляется общежитие»). С внутренним свечением и внутренним напряжением. Маленький, но тонко и сильно снятый кусочек жизни. Как сливки с высоким процентом жирности.

У интеллигентного Павла Алексеевича, в общем то, если и не гениального, то очень хорошего и признанного художника – кризис. Да, такое бывает у творческих и успешных людей. Как и депрессию, кризис не выбирают. Вместе с женой Ниной Павел (Сергей Шакуров) едет в пансионат, чтобы немного отдохнуть, поймать музу и написать новую картину.

Кадр из фильма «Портрет жены художника», 1981 год, режиссер Александр Панкратов
Кадр из фильма «Портрет жены художника», 1981 год, режиссер Александр Панкратов

Преподаватель педагогического техникума Нина (Валентина Теличкина) моложе супруга, но давно (всегда?) живет исключительно его интересами. Нина красива, умна и бесконечно терпелива. Нина - не портрет. Нина – фон. Привычная и удобная женщина. От которой не ждешь никаких сюрпризов вроде неудобных вопросов «почему её хочется написать, а меня нет», или предложения пожить отдельно, или увлечения дамским угодником Борисом (Никита Михалков), или просто желанием быть в обществе, принимать гостей и прочие мещанские замашки.

«Вся жизнь есть кризис, если человек не хочет просвистать скворцом. Неужели ты этого ещё не поняла?»

🎬Портрет жены художника (1981)

Кадр из фильма «Портрет жены художника», 1981 год, режиссер Александр Панкратов
Кадр из фильма «Портрет жены художника», 1981 год, режиссер Александр Панкратов

Творческий Павел буквально выведен из равновесия элементарным вопросом. Что ответить, когда столько лет в браке и ни разу, никогда ты не писал своей жены? Некрасива? Не вдохновляет? Что еще? Нина стала (или, выходит, всегда была) – удобным вариантом, отсутствие которого остро ощущается потому, что быт перестанет быть привычно-обустроенным? За каждым гением стоит женщина с половником и шваброй. Не хочется сравнений с тапочками, пусть будет шарф. Или перчатки. Любимый шарф, без которого никуда.

Или всё же это такой вариант любви? Нина любит. Смотрит на мужа взглядом, полным заботы и нежности. Для неё Павел – это не только творческий потенциал. А Павел принимает любовь. Но что дает взамен?

Кадр из фильма «Портрет жены художника», 1981 год, режиссер Александр Панкратов
Кадр из фильма «Портрет жены художника», 1981 год, режиссер Александр Панкратов

На протяжении всего фильма он носится со своими офортами. Черно-белые, графичные птицы. Красиво. Но на фоне настроения и душевного состояния художника выглядят безрадостно. То, что вылилось на холст - всегда внутренне содержание, наполненность души на данный момент. И тут Нина, вырывающая «неудачные» работы мужа из огня костра, которые он демонстративно сжигает. Нина, которая для Павла, как его птицы – давно потеряла цвет.

Кадр из фильма «Портрет жены художника», 1981 год, режиссер Александр Панкратов
Кадр из фильма «Портрет жены художника», 1981 год, режиссер Александр Панкратов

Зато у замдиректора пансионата Бориса «глаз не замылен». Он понимает, какая перед ним женщина. Как букет васильков и ромашек. Идеальный в своей простоте и искренности. При всей его жизни, наполненной ложью в угоду кому-либо, чтобы «достать что-то», «понравиться кому-то», Борис не смеет врать Нине.

Самые знаковые сцены в фильме для меня - монолог Бориса в лодке, когда он рассуждает о вранье, а Нина искренне не понимает, как так можно жить и почему её вообще зацепила эта чуждая ей жизнь. Нина осознает, что никогда не сможет стать её частью, где всё «достается», где исключительно нужные люди и улыбки по заказу. Понимает это и Борис.

«Если бы ты была моей женой, я бы от тебя ушёл. Я бы тебе не смог врать».

Кадр из фильма «Портрет жены художника», 1981 год, режиссер Александр Панкратов
Кадр из фильма «Портрет жены художника», 1981 год, режиссер Александр Панкратов

Эпизод второй – диалог Бориса и Павла у зеркала во время бритья, когда Павел использует электрическую бритву и долго, очень долго, самым тщательным образом прорабатывает каждый сантиметр лица, а Борис, приступивший к процедуре гораздо позже, делает это при помощи обычного станка – быстро, красиво, без порезов и заканчивает за пару минут. Тогда как Павел все еще продолжает добиваться идеальности. Видится мне в этом аллюзия на жизни героев. Павел кропотливо стоит над своими офортами, Борис ярко и стремительно летит над головами. Да, погряз во вранье, но зато как эффектно летит!

«- Мне очень нравится ваша жена, Павел Сергеевич.
- Мне тоже».

И ведь Павлу действительно нравится жена. Только ощущение, что вспоминает он об этом, только когда другой мужчина признается в чувствах к его Нине.

Кадр из фильма «Портрет жены художника», 1981 год, режиссер Александр Панкратов
Кадр из фильма «Портрет жены художника», 1981 год, режиссер Александр Панкратов

Что такое портрет жены художника? Образ, созданный Валентиной Теличкиной. Что-то, что осталось в душе каждого, кто знает Нину, без использования красок, кистей и холста. Заканчивается всё, как мы знаем, хэппи-эндом. Но так ли всё радужно? Быть может, это вновь обретенный покой и счастье на миг?

На фоне ночи двое идут навстречу друг другу. Очень романтично и лирично, кто же спорит. Но ведь люди не меняются. Взрослые, состоявшиеся люди - не меняются. В мелочах да, разумеется. Но ведь здесь перемены кардинальные нужны.

Быть гением, художником – никто не выбирает. Творческие люди попросту не понимают, что близким может быть больно, обидно, неприятно, некомфортно и прочие прелести, отравляющие жизнь. Но быть или не быть рядом с таким человеком – выбрать можно. Нина выбрала быть.
Кадр из фильма «Портрет жены художника», 1981 год, режиссер Александр Панкратов
Кадр из фильма «Портрет жены художника», 1981 год, режиссер Александр Панкратов

Тем не менее, если пофантазировать, варианта может быть три:

  1. Павел и Нина вернутся домой и продолжат жить, как жили. «Вдали от обезумевшей толпы», по привычке, по удобному. Нина любит, Павел принимает любовь. Самый распространенный вариант в творческой среде.
  2. После ссоры Павел осознает, насколько дорога ему жена. Будет уделять ей время, внимание и вообще вспомнит, что она – женщина, а не любимый шарф. Быть может, даже птицы станут цветными. Быть может, он даже начнет писать Нину, как Дали свою Галу.
  3. Чувство «как в первый раз» и «вспыхнувшая любовь» помогут Павлу написать новую картину, но через какое-то время он вновь забросит жену в дальний угол. Музой она никогда не станет. Нина будет делать вид, что это нормально, и продолжит жертвовать собой ради любимого человека, потому что при всей её боли, она предпочтет находиться рядом. То, что он любимый – сомневаться не приходиться. По-другому объяснить то, что ты лишь тень мужа – никак нельзя.
Кадр из фильма «Портрет жены художника», 1981 год, режиссер Александр Панкратов
Кадр из фильма «Портрет жены художника», 1981 год, режиссер Александр Панкратов

Наиболее реален вариант первый. Сделать вид, что ничего не было. Хуже – если номер три. Во второй я и вовсе не верю.

А вы как считаете?