Найти тему
АХ - АнтиХрюня

Мифология HR (Глава 10) Учиться, учиться и учиться...

Скручивание. (Мауриц Корнелис Эшер 1951 год, литография)
Скручивание. (Мауриц Корнелис Эшер 1951 год, литография)

Учиться, учиться и учиться... В школьные годы, постоянно видел этот лозунг, висевший над классной доской в кабинете.
Несмотря на то, что этот лозунг был с подписью В.И.Ленина, в дальнейшем, найти подтверждение принадлежности этой цитаты (дословно) в сети Интернет именно ему, с годами становилось все сложнее.
И вероятно основная причина в том, что полностью эта фраза, как ходили одно время слухи, выглядела так:
«
Учиться, учиться, и учиться торговать».

Хотя возможно, она была просто выдернута из контекста или переформатирована, не суть, основное, что стоит вынести из этой цитаты - требуется учиться постоянно, и чтобы учиться надо еще научиться учиться :).

Теперь к событиям, которые происходят на рынке трудоустройства. Многие HR, и к ним приближенные, постоянно знакомят нас с необходимостью повышения потенциальными работниками (соискателями) своих навыков, для получения заветной и долгожданной высокооплачиваемой работы. Чтобы занимать определенные должности соискатели должны иметь образование, в некоторых случаях специальное, профильное, бывает требуется высшее. Понятно, когда эти требования законодательные, и оправданы с точки зрения безопасности (к примеру в медицине, строительстве, автотранспорте и т.п.), но активисты HR похоже не готовы на этом останавливаться.

Одно время очень сильно распространялась информация, что каждые 5-7 лет, работник должен повышать квалификацию, проходить дополнительное обучение, а с изменением должности, профессии, профиля деятельности – должен получать соответствующее второе, третье образование. Но как показала дальнейшая жизнь, получение второго диплома и кучи сертификатов и аттестатов различных курсов, не приводит в перспективе к увеличению зарплаты, это не является решающим фактором (наличие нескольких разнопрофильных дипломов) при трудоустройстве и продвижении по карьерной лестнице.

В одной компании, где мне пришлось потрудиться по контракту, руководитель отдела ВЭД настойчиво рекомендовала руководителю отдела продаж осваивать под ее чутким руководством специфику деятельности в своем отделе. На это был задан вполне резонный вопрос: Зачем?
В ответ прозвучало, что когда он (руководитель отдела продаж) все это освоит, то сможет просить у руководства повышение зарплаты. После небольшого пикирования, стороны поняли, что удвоения зарплаты просить бессмысленно, и в лучшем случае руководство сможет согласиться на увеличение зарплаты на 10 тыр., при чем при совмещении работ – дополнительной нагрузке, а не при переходе из отдела в отдел на другую должность. При том, что сумма в 10 тыр., была скорее достигнутым компромиссом в понимании руководителей отделов, а не руководства компании, которое могло и не согласиться с этой суммой.

Мораль этого примера в том, что работник расширяя свою компетенцию не достигает требуемого ему повышения благосостояния, компания продолжает платить ему столько, сколько способна или запланировала. Удвоение компетенций сотрудника не приводит к удвоению оплаты. То есть учиться с неподтвержденной перспективой бессмысленно, это как рулетка, можно попасть в требуемые работодателем компетенции, а можно не попасть. Работодатель может посчитать текущие, имеющиеся у работника (или соискателя) компетенции значимыми, а может нивелировать их значимость. При выборе кандидата на определенную должность, работодатель оценивает не всю совокупность навыков и опыта соискателя, а только ту часть, которую можно применить в конкретной компании на рассматриваемой должности. И можно иметь компетенции (и опыт) генерального директора, но если трудоустраиваешься на должность кладовщика, то твои компетенции по финансовому и маркетинговому планированию, продажам и прочим важным для функционирования организации направлениям, будущий работодатель в расчет брать не будет и на зарплате эти навыки никак не отразятся.

Поэтому к увещеваниям HR о недостатке каких-то компетенций, пробелов в образовании, и потребности доучивания, особенно на этапе поиска работы, отношусь с очень большим подозрением. Сразу смахивает на продвижение очередных, не очень успешных, курсов.

Но и это еще не все, чем меня порадовали HR в этом направлении своей мифологией. Недавно получил на электронную почту и в нескольких Телеграм-каналах приглашения на курсы:

Предложение курса по поиску работы "в современных реалиях"
Предложение курса по поиску работы "в современных реалиях"

Получается, что теперь HR будут нас (соискателей) наставлять не только правильно заполнять резюме, писать сопроводительные письма, но и потребуют прохождения курсов правильного поиска работы. За совершенно безобидную сумму 18 тыс. (правда не указали в какой валюте :).
Между работниками и работодателями вырастает серьезный буфер из HR специалистов разных мастей ( см.
Шпаргалка HR #7 Не надо путать(ся) ), которые спрос на рынке труда пытаются оседлать и монетизировать.

При этом никаких гарантий трудоустройства никто не получит, а только навык, который работает «в современных реалиях». Как только реалии изменятся, навыки по поиску работы потребуется получать новые, и вероятно опять на платной основе.

Внедрение такой практики существенно отдалит соискателей от работодателей, если это станет успешным для HR опытом зарабатывания денег. В перспективе мы получим (если этот тренд будет развиваться) еще более длительный период трудоустройства соискателей, и более длинный срок закрытия вакансий у работодателей. Ведь в течении своей трудовой деятельности люди не так часто (в основной своей массе) меняют работу, и не смогут пройти один раз этот курс, получить корочки и потом с успехом предъявлять новым HR при очередном поиске работы.

Что-то не туда нас тянут некоторые HR-специалисты, опять загоняют в капкан ложных процессов и нереализуемых надежд, пытаются решать проблему рынка труда с помощью собственного заработка, тем самым оправдывая свое существование на этом рынке.