Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Маска надменного величия: последствия нарциссической травмы

Я редко использую термин нарциссизм, но я выделяю свойственные ему два компонента: стыд и надменное величие. Терри Рил Откуда берется маска надменного величия?
Ее приходится надевать, если боль обид и унижений в прошлом оставила неизгладимый след в памяти и единственно верным решением было не позволять этому случиться вновь. Тогда потребовалось стать быстрее, выше, сильнее других. В культуре, где поддерживаются эти ценности, никто и не заметил утраты, а напротив праздновали рождение нового стойкого и почти оловянного человека. Другая ситуация, потребовавшая облачиться в эту маску – завышенные ожидания взрослых, которые не давали хоть немного побыть собой, следовать своим потребностям или если от роли ребенка пришлось отказаться, чтобы заниматься воспитанием не владеющих собой родителей.
Отвержение равно как и насильственное внимание не оставляют шансов для того, чтобы психика укрепилась в состоянии уверенности в себе. Расшатываясь, ей приходится хвататься за выборы, предоставляемые
Я редко использую термин нарциссизм, но я выделяю свойственные ему два компонента: стыд и надменное величие. Терри Рил

Откуда берется маска надменного величия?

Ее приходится надевать, если боль обид и унижений в прошлом оставила неизгладимый след в памяти и единственно верным решением было не позволять этому случиться вновь. Тогда потребовалось стать быстрее, выше, сильнее других. В культуре, где поддерживаются эти ценности, никто и не заметил утраты, а напротив праздновали рождение нового стойкого и почти оловянного человека.

Другая ситуация, потребовавшая облачиться в эту маску – завышенные ожидания взрослых, которые не давали хоть немного побыть собой, следовать своим потребностям или если от роли ребенка пришлось отказаться, чтобы заниматься воспитанием не владеющих собой родителей.

Отвержение равно как и насильственное внимание не оставляют шансов для того, чтобы психика укрепилась в состоянии уверенности в себе. Расшатываясь, ей приходится хвататься за выборы, предоставляемые волей случая вкупе с ведущей психофизиологической данностью.

Так можно втянуться в чувство стыда, которое многие полагают более приемлимым, чем ощущение полной растярянности. Стыд, конечно, может стать временным убежищем, но его разъедающее влияние подтолкнет к тому, чтобы искать более подходящее укрытие. Такое укрытие, которое не пошатнется и не будет сломлено, нуждающееся в бесконечных инвестициях, но сохраняющее иллюзию полного контроля.

Однако кажущиеся бесконечными инвестиции – это весьма ограниченный во времени и пространстве запас сил. Сколько ни пытайся подняться над собой и над другими, все равно останешься на земле.

Маска надменного величия всегда требует и никогда не отдает. Всегда будет казаться, что что-то не так, или можешь еще лучше. Ты можешь продолжать удерживать идеал от натиска реальности, а можешь в своем темпе наслаждаться процессом творческой реализации своего потенциала, воплощением жизненных планов. Эти силы понадобятся для того, чтобы любить и заботиться, чтобы встречаться и расставаться, чтобы видеть и принимать.

И однажды, обнаружив бесконечную красоту в том, что все меняется, что в жизни уместны и взлеты и падения, можно будет спокойно эту маску отпустить.

(По мотивам бесед в NICABM о нарциссических травмах).

Автор: Мельник Екатерина Сергеевна
Психолог, Психоэмоц-дискомфорт-отношения

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru