Найти тему
Русский сталкер

Все о вездеходах: для шнекохода преград не существует

ЗИЛ-4904. Фото Дмитрий Соколов
ЗИЛ-4904. Фото Дмитрий Соколов

При слове вездеход в сознании человека обычно возникает транспортный автомобиль на огромных колесах, способный не только передвигаться по пересеченной местности, но и плавать. Это действительно так, но даже для самых совершенных вездеходов есть непреодолимые преграды. Впрочем, есть одно исключение. В советские годы гениальные инженеры создали уникальное изобретение - шнекоход. Это был вездеход, у которого вместо колес или гусениц были установлены винты-шнеки. Считалось, что шнекоход способен передвигаться по любой поверхности. Разве что летать не умел.

Всех, кому интересно своими глазами увидеть уникальные вездеходы, ждем на выставке "Вездеходер" 1-3 декабря в Экспоцентре на Красной Пресне.

Опытные испытания показали, что вездеход способен одинаково свободно перемещаться по глубокому снегу, болоту и озеру, холмистому полю и лесу. Единственное, где его нельзя было применять – это на шоссейных и проселочных дорогах, и то лишь потому, что шнекоход повредил бы их полотно. Согласно технической документации, официально вездеход именовался ЗИЛ-4904. Его разработали в специальном конструкторском бюро под руководством В.А. Грачева. Вес вездехода в снаряженном состоянии составлял около 7 тонн с возможностью перевозить до 2,5 тонн полезного груза. Вот только скорость его была не велика. По болоту шнекоход был способен ехать со скоростью 7,3 км/ч, по реке или озеру - 10,5 км/ч, а по снегу – 16 км/ч. Но, учитывая, что вездеход имел возможность проехать туда, куда попасть нельзя было больше ни на одном виде транспорта, и эта скорость являлась вполне достаточной.

ЗИЛ-4904. Фото Дмитрий Соколов
ЗИЛ-4904. Фото Дмитрий Соколов

Разрабатывался ЗИЛ-4904 для работы в условиях Крайнего Севера на больших стройках, нефте- и газовых разработках. Но его жизнь оказалась недолгой. Поскольку до места «работы» его нужно было доставлять на специальной платформе, проект сочли экономически нерентабельным и закрыли. Правда, уменьшенные варианты шнекохода некоторое время использовали при эвакуации космонавтов с места приземления. Для этого использовали другой вездеход «Синяя птица», в кузове которого транспортировался и мини шнекоход.

Дмитрий Соколов