Марину переполняла радость. Она встречалась с Никитой семь месяцев, и только вчера он сделал ей предложение. В голове уже роились мысли об их совместном будущем - о собственном гнездышке, где бы оно ни было. Самое главное, что они будут вместе, будут вместе изучать рецепты ужинов, выбирать шторы, планировать вечера. Возможно, скоро они даже смогут подумать о ребенке.
Подготовка к важной церемонии уже шла полным ходом. Никита предложил Марине переехать к нему. Он жил в доме с матерью, и Марина, немного подумав, согласилась. Она считала, что совместное проживание на время подготовки к свадьбе - это практичный вариант. После заключения законного брака они смогут жить отдельно. Впрочем, эти мысли не занимали Марину, поскольку она была полностью погружена в приятные хлопоты.
Марина, будучи внимательной девушкой и стремясь угодить будущей свекрови Нине Федоровне, старалась уловить ее настроение и подстроиться под него. Их отношения оставались гармоничными до самой свадьбы. Родители Марины приехали из деревни, и Нина Федоровна, казалось, была искренне рада встрече с ними. Она смеялась и тепло общалась с ними. Перед отъездом родители Марины отметили, как ей повезло, что у нее такая приятная свекровь. Сама Марина не могла нарадоваться.
Однако ее коллеги заронили в Марину семена сомнений. Они предупреждали ее о трудностях жизни со свекровью, предполагая, что она может ревновать своего сына и даже угрожать благополучию их семьи. Муж Марины, Никита, был поздним и единственным ребенком. Нина Федоровна не выходила замуж повторно и очень хотела детей. Долгие годы она боролась с бесплодием, пока в 48 лет неожиданно не забеременела. Никита был ее гордостью и радостью, воспитывался только ею. Она была готова доверить своего ребенка заботливым рукам, но с момента свадьбы прошел месяц, а от Никиты не было ни намека на то, что он собирается переезжать. Марине с трудом удавалось донести до него свои переживания.
Их будни стали до боли однообразными. Каждое утро они расходились на работу в разные стороны, а по вечерам Марина возвращалась домой раньше Никиты и заставала его с матерью уже сидящими за обеденным столом. Она присоединялась к ним, и весь вечер они проводили вместе, либо смотрели телевизор, либо помогали друг другу по хозяйству. Уставшие, они ложились спать. Никита столкнулся с проблемами на работе: его недавно перевели на новую должность, и это усугубляло стресс, который он испытывал в течение дня. Выходные были посвящены нуждам и потребностям матери. Никита постоянно находился рядом с матерью, сопровождая ее на рынок или решая вопросы, связанные с ее здоровьем, в результате чего Марина чувствовала, что у них нет возможности побыть вдвоем.
Чувствуя себя все более одинокой, Марина решила, что пора решать эту проблему. В один из дней она позвонила Никите, сообщила о задержке на работе и предложила встретиться после нее и вместе поехать домой. Никита был в хорошем расположении духа: ему назначили помощника, который должен был помогать с его обязанностями. Именно во время этого разговора Марина набралась смелости и высказала свое пожелание о том, чтобы они жили отдельно.
Однако ответ Никиты застал ее врасплох.
- Ты что, шутишь? - скептически спросил он, оставив Марину в растерянности и неуверенности. Я не хочу оставлять маму, - продолжил он, отчего у Марины екнуло сердце.
Она быстро успокоила его:
- Я не прошу тебя бросить маму, Никита. Но у нас теперь тоже есть своя семья.
Никита возразил, выразив беспокойство за хрупкое здоровье матери.
- Мы можем найти квартиру поблизости, - предложила Марина, пытаясь найти компромисс, который удовлетворил бы и Никиту, и его маму.
Жена успокоила его, пообещав помочь в случае необходимости. Однако, она выразил беспокойство по поводу того, что у свекрови плохое здоровье и если ночью той станет плохо, она не сможет позвать никого на помощь. Марина поинтересовалась, как справляются другие люди, оказавшиеся в подобной ситуации. Если кому-то, возможно, наплевать на своих родителей, то Марина твердо решила не бросать маму мужа. Больше она не поднимала эту тему. Несмотря на это, она не держала зла ни на мужа, ни на Нину Федоровну. Главным для нее было здоровье свекрови, и она готова была пожертвовать мечтой об отдельной квартире, чтобы ухаживать за ней. Так Марина и Никита остались с матерью, которая часто жаловалась на плохое самочувствие. Марине было жаль ее, и она видела, как сильно переживает Никита.
Отпуск Марины приближался, но она не могла его перенести или изменить свои планы. Она подумывала куда-нибудь уехать, но поскольку отпуск Никиты теперь оплачивался в связи с его повышением, Марине ничего не оставалось, как остаться. Она решила заняться домашними делами и, возможно, уговорить свекровь лечь в больницу на обследование. Однако, начав отдыхать, Марина воочию убедилась в истинности характера свекрови, о чем ее предупреждали коллеги. Нина Федоровна, всегда улыбчивая и приятная, превращалась в совершенно другого человека, когда рядом не было ее сына. Она кричала и всячески унижала Марину. Марина была потрясена, когда в первый же день отпуска, как только Никита вышел из дома, Нина Федоровна окликнула ее.
- Что ты стоишь, невестка? Ты весь отпуск будешь бездельничать, а по дому работы много. Ты здесь не гостья. Ты живешь в этом доме, так что начинай выполнять свою часть работы по дому. Да, и в погребе надо прибраться. Я уже не молода, чтобы этим заниматься. А вот ты, проворная девчонка, обманувшая моего сына, вполне можешь справиться с задачей избавления от плесени.
Марина была ошарашена словами свекрови, но с неохотой принялась за уборку. Нина Федоровна не оставляла ее в покое, постоянно проверяя ее работу и находя недостатки. Однако когда вечером Никита вернулся, свекровь словно подменили, и она снова стала ласковой. Марина изо всех сил старалась забыть о том, что произошло за день. Складывалось впечатление, что Нина Федоровна выходила из себя только в отсутствие сына. Больше всего удивляло то, что, несмотря на свои семьдесят с лишним лет, она, казалось, была полна энергии в течение всего дня. Однако по вечерам у нее начинались проблемы с сердцем, повышалось давление, появлялась одышка. Марина начала подозревать, что свекровь устает от дневных нагрузок, что также приводит к колебаниям артериального давления из-за стресса. Иногда свекровь так кричала, что Марина боялась, что у нее случится инфаркт раньше, чем у Нины Федоровны от испуга.
Готовить еду Марине было страшно, так как свекровь постоянно критиковала ее кулинарные способности. "Кто же так готовит?" - это было самое распространенное замечание, которое она слышала. Нина Федоровна, свекровь Марины, гневно пригрозила: "Я категорически отказываюсь есть эту гадость! Не смейте бросать ее в кастрюлю! Марина, опешив, задумалась, к чему еще свекровь может придраться. Особенно неожиданно было, что она критикует специи, ведь она сама их использовала, когда ругала Марину. Иногда, когда Марина собиралась что-то приготовить к приходу мужа, Нина Федоровна выгоняла ее из кухни, ругая за отвратительный ужин, который она приготовила ранее, и при этом нахваливая ее перед сыном. В этот раз Марина решила сварить суп. Нина Федоровна, как обычно, стояла за ее спиной и внимательно следила за процессом. Марина не очень удачно порезала картофель кубиками и добавила его слишком рано. Нина Федоровна настаивала на том, что соль нужно добавлять только в конце и что специям, которые она взяла не место в супе. Кроме того, она раскритиковала соотношение зелени и моркови. Наконец, свекровь решительно взяла себя в руки, попробовала суп, скривилась и выплеснула его обратно в кастрюлю. Нина Федоровна возмущенно воскликнула:
- Ты что, хочешь нас всех отравить? Это же яд!
Марина, находясь на грани слез, защищалась:
- Но вы же сами видели как я его готовила?
Свекровь ответила:
- Он пересолен так, что язык сворачивается в трубочку.
Марина, нехотя, вылила кастрюлю с супом. Нина Федоровна быстро приготовила макароны с подливкой собственного приготовления. К тому времени, когда Никита, муж Марины, вернулся с работы, его мама уже приготовила чай. Решив не создавать конфликт между мужем и свекровью, Марина решила не упоминать о случившемся. Она знала, как сильно он любит свою мать, и не хотела обременять его таким сложным выбором между двумя дорогими ему женщинами. Она решила набраться терпения и дождаться окончания отпуска, зная, что, как только она вернется на работу, проблема исчезнет. Придя на работу, Марина почувствовала облегчение. Наконец-то она смогла вздохнуть свободно. Тем не менее, вмешательство свекрови не прекращалось. В день важной встречи на работе Марина хотела произвести хорошее впечатление и накануне вечером приготовила дорогое платье. К своему ужасу, проснувшись утром, она обнаружила на платье огромную дыру. В шоке она бросилась на кухню, где завтракали Никита и его мама.
- Как это случилось? - воскликнула Марина.
Нина Федоровна поспешно встала, схватила Марину за руку и извинилась:
- Ой, это случайно, прости меня, пожалуйста. Я гладила белье, убрала утюг, но забыла его выключить. Пошла ставить чайник. К счастью, я вовремя заметила это и предотвратила пожар.
Нина посмотрела на Марину невинными глазами и сочувственно улыбнулась. Марина, сдерживая слезы, ответила:
- Но вы же никогда не гладите одежду по утрам.
Никита, пытаясь успокоить жену, добавил:
- Не волнуйся, если хочешь, мы можем купить новое платье в выходные.
Марина отмахнулась от этого предложения и стала быстро искать альтернативный наряд. Оставалось погладить и подобрать подходящие аксессуары.
В тот день Марина опоздала и получила выговор на работе. Коллеги заметили изменения в поведении Марины после отпуска. Обеспокоенные, они подошли к ней с вопросами. Переживая, Марина разрыдалась и призналась во всем свекрови.
- Самое страшное, что мы почти не живем вместе, как муж и жена, - всхлипывала девушка. Он только ложится спать, она в соседней комнате - сердце болит. И Никита бросается к ней. Он сидит у ее кровати всю ночь, и так повторяется почти каждый день.
Марина не могла понять, почему ей всегда плохо в одно и то же время, перед самым сном.
- Ты слишком наивна, Марина, - покачала головой ее коллега. Ты слишком добрая. В конце концов, ты умрешь одна, без детей, даже при живом муже.
Страх перед такой судьбой стал преследовать Марину. Она не хотела для себя такого будущего и обратилась за советом, что делать в этой ситуации. Опытные женщины тут же предложили различные средства для обретения женского счастья, некоторые из них были довольно радикальными. Марина от них отказалась, но, измученная вмешательством свекрови, решилась на отчаянный шаг, чтобы провести спокойную ночь с мужем. Набравшись решимости, Марина вернулась домой пораньше. Перед приходом Никиты с работы она пригласила свекровь на чашку чая. Нина Федоровна согласилась. Марина хитростью попросила ее принести коробку конфет, которую та якобы забыла в прихожей. Как только свекровь ушла, Марина достала из кармана небольшой пакетик. Заинтригованная, Нина Федоровна поневоле заглянула в щель двери и стала наблюдать за действиями невестки. Зрелище, развернувшееся перед ее глазами, ошеломило ее. Марина незаметно насыпала в одну из чашек немного порошка. Когда старушка вернулась, на столе уже стояли две чашки с чаем. Нина Федоровна не стала делать вид, что ничего не заметила, а просто попросила невестку добавить в чай молока. Когда Марина потянулась к холодильнику, свекровь быстро поменяла чашки местами. Они стали потягивать чай. Нина Федоровна подозрительно молчала, внимательно наблюдая за Мариной и молча размышляя о том, что же девушка осмелилась налить ей в чашку. Марина все больше нервничала и не находила нужных слов. В конце концов, она пожаловалась на усталость, положила голову на стол и задремала. Нина Федоровна осторожно потрясла Марину, поняв, что невестка, скорее всего, подсыпала ей снотворное. Поскольку Никита должен был скоро вернуться, нужно было готовить ужин. Нина Федоровна поставила кипятить воду для макарон, поглядывая на невестку. Марина мирно дышала и, судя по всему, крепко спала. Никита позвонил и сообщил о своем позднем приходе с работы. Старушка неловко вздохнула.
Она размышляла о том, зачем же невестка подсыпала ей снотворное. В недоумении она прошла в прихожую и устроилась на плюшевом диване. Погрузившись в свои мысли, она задумалась о том, что в своей жизни она сделала не так. За размышлениями она совсем забыла о том, что нужно приготовить еду. Незаметно для себя вода на газовой плите закипела и погасила пламя. Постепенно газ стал заполнять весь зал, и Нина Федоровна незаметно для себя погрузилась в мирную дремоту.
В реанимации пожилая женщина медленно открыла глаза. Быстро придя в себя, она поняла, что отравление было не сильным. К счастью, ее сын пришел с работы раньше и почувствовал запах газа. Все могло быть гораздо хуже, причем не только для нее и ее невестки, но и для соседей. Через несколько дней Нина Федоровна пришла в себя, а вот ее невестке пришлось сложнее. Марина надышалась на кухне значительным количеством газа. Никита, переполненный тревогой, не мог найти себе места и проводил бесчисленные ночи в разговорах с матерью о своей невероятной жене и страхе ее потерять.
Нина Федоровна решила не рассказывать о случившемся сыну, понимая, как он переживает из-за состояния Марины. Она понимала, что любая беда, постигшая Марину, ударит по совести Никиты и может привести к тому, что он начнет винить во всем либо себя, либо мать. Осознав свое несправедливое отношение к невестке, Нина Федоровна пожалела о своих прежних поступках, видя, как Никита беспокоится о Марине. Она горячо молилась о выздоровлении Марины и о том, чтобы все снова наладилось.
Через некоторое время Марину перевели в обычную больничную палату, но она по-прежнему оставалась без сознания. Обеспокоенный отсутствием внимательного ухода со стороны персонала больницы, Никита опасался за безопасность своей жены, оставшейся без присмотра. Поэтому и мать Марины, и свекровь по очереди дежурили у ее постели. Прошла неделя, и настала очередь пожилой женщины дежурить. Она бдительно сидела у кровати и тихо молилась о благополучии Марины.
Вдруг Марина открыла глаза и растерянно огляделась. Она не могла понять, что происходит и где она находится. Последнее, что она помнила, - как пила чай. Она резко осознала, насколько глупыми были ее действия, вызванные беспочвенной ревностью к Никите. Однако Марина осознавала и значимость свекрови в их жизни. Сын был единственным утешением для свекрови, и все же свекровь сделала для них очень много добра. На глаза Марины навернулись слезы, и она тихо прошептала "Простите меня", глядя на свекровь.
Переполненная эмоциями, Нина Федоровна не смогла сдержать слез и крепко обняла Марину, осыпая ее поцелуями.
- Прости меня, глупую старуху, - Нина Федоровна захлебнулась слезами, и обе женщины дружно разрыдались.
Со временем Марина быстро пошла на поправку. С тех пор отношения между Мариной и ее свекровью значительно улучшились. Пожилая женщина настояла на том, чтобы молодые супруги жили отдельно, понимая, что в постоянной поддержке она пока не нуждается. Они начали жизнь заново, без вражды. Никита так и не узнал о тех столкновениях, которые когда-то происходили между двумя самыми важными женщинами в его жизни. Очень хорошо, что они решили свои проблемы наедине, преодолевая их вместе и оставляя прошлое позади.