В начале XX века он был известнейшим и любимейшим наставником, нес старческое служение. Число принимаемых им людей доходило до тысячи в день.
С его именем связано строительство в Москве Афонского подворья.
Родился он в Оренбурге в середине XIX века. Звали его тогда Алексеем.
Рано остался без отца. И в подростковом возрасте сильно заболел. У него отнялись ноги. Врачи не могли помочь, и мама со слезами молилась святителю Николаю. По преданию, мальчик выздоровел в день его памяти.
Во время своих молитв о здоровье сына мама дала обещание — уйти в монастырь, когда Алеша станет совершеннолетним. Это обещание она исполнила.
Алексей со временем тоже стал монахом. Ушел на Афон после смерти жены.
В русском Свято-Пантелеимоновом монастыре, где он принял постриг с именем Аристоклий, понимали, что в России нужно строить подворье. Слишком много паломников стремились в то время из нашей страны на Афон. Отцу Аристоклию поручили это дело.
Подворье было организовано в пожертвованной усадьбе. Храм в нем был устроен домовой, ничем не примечательный. Это позволило сохранить здание подворья в советское время.
Отец Аристоклий вел активную социальную и просветительскую работу. Помогал нуждающимся, оплачивал обучение детям из бедных семей. На подворье находился приют для ветеранов.
Издавался журнал «Душеполезный собеседник» — о русских насельниках Афона, о традициях, о святых старцах и их духовном наследии. Благодаря подворью появилось множество русских послушников и монахов на Святой Горе. Через подворье люди помогали восстанавливать пострадавшие от пожаров афонские храмы.
В 1894 году на отца Аристоклия был ложный донос. И ему пришлось покинуть Москву. Пятнадцать лет люди умоляли вернуть батюшку обратно. Дело в том, что отец Аристоклий был молитвенником и утешителем, стяжал множество даров. По его молитвам люди исцелялись от болезней и беснования. Он был настолько благодарным и радостным человеком, что видел результат от каждой мелочи, совершенной человеком от сердца.
В Москву он вернулся в 70-летнем возрасте. Жил и служил здесь до самой смерти в 1918 году.
Его маленькая часовня в честь великомученика Пантелеимона всегда была полна людей. Там совершались необыкновенные чудеса.
Вот одно из них.
Старец Исаия, помощник батюшки Аристоклия, рассказывал о том, как был свидетелем воскрешения мертвой девочки. Женщина везла из Рязани тяжело больную дочку. Но по дороге девочка умерла. Мама принесла ее на подворье и умоляла батюшку Аристоклия оживить... Батюшка молился. И девочка ожила. Признаков болезни у нее уже не было. Женщина могла только твердить: «Дай Бог вам здоровья, батюшка, дай Бог вам здоровья!»
После смерти отец Аристоклий был похоронен на подворье. Но как только стало понятно, как большевики будут искоренять память о праведниках, его гроб тайком перенесли на Даниловское кладбище, перезахоронили без особых почестей, незаметно. Только, говорят, голуби летели стайкой в виде креста над повозкой с гробом всю дорогу до кладбища. Отец Аристоклий очень любил голубей и каждое утро обязательно кормил их.
Влияние батюшки в обществе было столь велико, что во многих делах людей, отправляемых на расстрел, было указано — «распространял учение Аристоклия».
Сейчас Афонское подворье располагается на новом месте — на Швивой горке за Яузой. В 2004 году на новое подворье были перенесены мощи преподобного Аристоклия.
© Мария Тряпкина
Издательство «Вольный Странник»