Предметы "из набора дорожных принадлежностей для личной гигиены. Производство московского завода "Мосштамп". Принадлежал Г.И. Петровскому, персональному пенсионеру союзного значения". Именно так маркированы все эти вещи, хранящиеся в "Государственном центральном музее современной истории России". Футляры для бритвы и помазка, мыла и зубной щётки, флакон для одеколона, помазок и безопасная бритва.
Разборный станок "Турист" с характерной спиралевидной накаткой изготовлен на Заводе аппаратов безопасных бритв. О дорожном наборе поговорим ещё немного чуть позже, а сейчас о его владельце.
Григорий Иванович Петровский 1878 года рождения - профессиональный революционер (так в Трудовой книжке должно быть записано) из села Печенеги под Харьковом. Образование - два класса семинарии. В 19 лет связался с бунтовщиками, дальше, понятно, тюрьмы и ссылки, Туруханский край и Якутия. Освободился Петровский в феврале 1917. Осенью того же года его назначили Народным комиссаром по Внутренним Делам, участвовал в создании ВЧК и рабоче-крестьянской милиции. Кто-то пишет, что его подпись стояла под приговором Каплан, якобы стрелявшей в Ленина, кто-то, что её расстреляли без суда и следствия и сожгли в железной бочке от смолы прямо во дворе Кремля без всяких бумажек.
Считается, что именно это "покушение" вкупе с убийством Урицкого в Петрограде, стали поводом для объявления Красного террора. Однако, ещё за два месяца до этого события главарь банды большевиков по кличке "Ленин" потребовал от соучастников "поощрять энергию и массовидность террора", "провести массовый террор… сомнительных запереть в концентрационный лагерь". Так или иначе, подпись Петровского под постановлением "О Красном терроре" стоит.
Люди этот документ встретили с воодушевлением, предвкушая скорое перераспределение недвижимости и разного богатого барахла.
С 1918 по 1938 год Петровский занимал пост Председателя Всеукраинского ЦИК, был одним из организаторов Голодомора 1932 - 1933 годов.
С 1926 по 1939 год он был ещё и кандидатом в члены Политбюро. В честь его избрания на этот пост в 1926 году Екатеринослав был переименован в Днепропетровск.
Теперь о "Мосштампе". Это единственный из заводов упразднённого в 1938 году треста, сохранивший в названии слогосочетание "Мосштамп".
До 1938 года завод числился в упразднённом тресте под № 1.
Дорожный набор Петровского произведён во второй половине 1950-х. Жаль сам кожаный несессер в музей не передали! Поискал, его нет. На металлических предметах его наполнения должно стоять вот такое клеймо:
В коллекции есть несессер "Мосштампа", но с немного другим содержимым и сомнительными помазком и бритвой.
Продукция "Мосштамп" примерно тех же времён.
В ассортименте завода было ещё одно изделие, имеющее отношение к бритью. Аппарат для точки правки лезвий, копию швейцарской "Allegro Standard H", выпустили в 1958 году. В том же году Петровский умер, чуть не дотянув до 80-летия.
Попав в 1939 году в опалу за "близорукость к врагам", он покинул Киев и до самой смерти работал на незаметной должности заместителя директора по административно-хозяйственной части Музея Революции на Красной площади, куда его пристроил старый приятель-большевик. Оба сына Петровского погибли в 1941, один на фронте, другой был расстрелян. Жил Петровский в Доме на набережной, а похоронен в Кремлёвской стене. В 1963 году о нём вышла книжка в серии "Жизнь замечательных людей"! Походу, жизнь упыря удалась!