Для определения нужной экспозиции в арсенале оператора множество встроенных в камеру или монитор вспомогательных инструментов. Это зебра, waveform, гистограмма, false colors. Согласитесь, все они, имеют как преимущества, так и недостатки. Какие-то в чем-то менее показательны, другие не всегда удобны. Когда нужна максимальная точность, то, один из наиболее используемых - false color.
Если, вдруг, не знаете, принцип его в том, что изображение на дисплее интерпретируется контрастными цветами. Цвета сменяются в зависимости от измеряемого сигнала от 0% до 100%. Этот сигнал называется IRE, он же, кстати, используется и для waveform. IRE - это аббревиатура от Institute of Radio Engineers, где все эти методы разрабатывали еще с 50-х годов прошлого века. Сам false color придумали, а стандарт до сих пор не утвердили. Сейчас каждый производитель делает False color как хочет - цвета могут быть разные, обозначать разные уровни сигнала и т.д. Ну, а с появлением различных гамма кривых (Log, HDR профилей и т.п.), обнаружилась еще одна существенная проблема - большинство мониторов, особенно недорогих, отстроены из расчёта некоего стандартного уровня сигнала. Обычно, уровень серого находится в пределах 45-52% IRE. Но у камеры средний уровень сигнала может существенно отличаться и быть, например, 28%, как у Arri Alexa35. Конечно, если False color включается непосредственно в самой камере, то можно не сомневаться, все нюансы учтены. А вот у внешних мониторов не всегда есть настройки под конкретные камеры.
В последнее время все большую популярность приобретает новый инструмент - EL Zone, который иногда, по незнанию, путают с False color. Но при их внешней похожести - а в обоих случаях изображение интерпретируется контрастными цветами, принцип работы кардинально отличается. В основе EL Zone не уровень сигнала, а более привычные оператору шаги экспозиции. И не удивительно, система разработана оператором Эдом Лакманом (Ed Lachman), членом американского общества кинооператоров (ASC), который начинал карьеру еще в 70-е годы. Поэтому подход у него консервативный. Уровень серого как принято в классической фотографии и как отстроены любые экспонометры - 18%. Шаг при замере экспонометра и шаг EL Zone всегда одинаковый. По разработанному стандарту "в палитре" 15 цветовых градаций.
Шесть экспозиционных шагов до переэкспозиции, шесть до недоэкспозиции. Еще два цвета - это половина шага в плюс и в минус от области 18% серого. Такие половинки позволяют точнее работать с сюжетно важным объектом в кадре, который чаще всего экспонируют именно по этому уровню. Собственно, ограничение в 13 ступеней - это основной недостаток системы, ведь есть камеры имеющие больший динамический диапазон. Но на официальном сайте уже появилась новая линейка, имеющая 17 цветовых градаций. Два новых оттенка включают "остатки" динамического диапазона камеры до переэкспозиции и недоэкспозиции.
По этим цветовым линейкам видно, что переэкспозиция - это всегда белый, недоэкспозиция - черный. Серый - 18%. За остальными шагами закреплены цвета, которые логически легко запомнить.
Подобное отображение позволяет видеть полную экспозиционную картину и работать с ней даже не используя экспонометр. Ведь все привычные операторам, гафферам или осветителями принципы тут неизменны. На мониторе сразу видно, например, сколько шагов между светлой и темной стороной лица, или между лицом и фоном.
Пока EL Zone не слишком распространен. Впервые, с одной из прошивок он был интегрирован в камеры Panasonic VariCam LT и VariCam 35. Но большее распространение получил благодаря использованию в мониторах SmallHD, где появился в операционке PageOS 5. Ну а недавно Atomos включила EL Zone в обновленную серию мониторов-рекордеров Ninja, работающих на AtomOS 11. Так, что система становится все более и более распространенной и, главное, доступной.
Подробнее узнать про EL Zone можно на официальном сайте, где в разделах "Media" и "Articles" собрано множество материалов с описаниями принципов работы EL Zone, а также интервью и мастер классы автора системы - Эда Лакмана.