Найти в Дзене
Рисую в 50

Некоторые любят погорячее

Оглавление

Российский пин-ап вовсю эксплуатирует женскую сексуальность, но часто делает это прямолинейно, как излишне настойчивый поклонник, лапающий предмет своего вожделения и рассчитывающий на интим на первом же свидании. Он получил постоянную прописку в России, несмотря на то, что всегда являлся феноменом сугубо американской культуры. В отличие от своего заокеанского собрата, отечественный аналог куда менее изящен и лишён сантиментов. Однако это нравится невзыскательной публике и не смущает рекламодателей, которые заказывают иллюстрации в данном жанре для продвижения на рынке своих товаров, продуктов и услуг. А если картинки хорошо продаются и на них есть спрос, то вкус и чувство меры оттесняются на второй план. Неудивительно, что при знакомстве с частью работ хочется негодующе воскликнуть тоном комментатора Николая Озерова: "Нет, такой пин-ап нам не нужен!"

UPD: Эта статья - продолжение предыдущей публикации на моём канале про историю возникновения жанра пин-ап. Ознакомиться с ней вы можете по ссылке ниже:

В пин-апе только девушки
Рисую в 502 сентября 2023

В СССР пин-апа не было!

Валерий Барыкин, пожалуй, самый заметный российский автор, работающий в этом жанре. Его сюжеты часто являются, скажем мягко, спорными и нравятся не всем, но всё же он имеет собственный узнаваемый стиль, который копируют его коллеги. К тому же он называет себя «основателем советского пин-апа». Валерий по образованию театральный художник, но успел поработать в газете и дизайне. В первое время после окончания училища делал коллажи, просто вырезая понравившиеся картинки и совмещая их друг с другом. Когда появился Photoshop, Барыкин быстро смекнул, какие творческие и коммерческие перспективы сулят поистине неограниченные возможности этого графического редактора.

Работая в агентстве Алика Якубовича, он сделал свой первый пин-ап для календаря, предназначавшегося для рекламы одной из строительных компаний. Изображение было стилизовано под советский плакат. В ту пору для российского потребителя, который прежде не видел ничего подобного, такое сочетание было в диковинку и моментально вызвало отклик.

-3
«Мы могли бы и лучше, - твердили тогда коллеги, но идея совместить пин-ап с социальным советским плакатом пришла не им, а мне, - с гордостью говорит Валерий Барыкин. – Получилась гремучая смесь, но эксклюзивности не хватало, поэтому решил не коллажировать готовое, а рисовать всё с нуля. Кто-то определил моё творчество как «советский пин-ап». Само название завирусилось, а потом я и вовсе увидел свои картинки в ЖЖ Тины Канделаки. Мои работы стали использовать все кому не лень: от сочинской шашлычной до нижегородского ресторана».

Барыкин использует символы СССР: давно знакомые всем фильмы, моду тех лет, предметы быта и традиции, поскольку это вызывает нешуточную ностальгию у значительной части общества, считающей, что раньше и деревья были больше, и трава зеленее, и жизнь лучше. Для художника-фрилансера, которому заказывают рисованную рекламу, очень важно, что называется, "находиться в тренде", попасть в ожидания аудитории и понимать, как именно преподнести ей тот или иной товар.

Иллюстрация Барыкина в оформлении баночного пива "Жигули".
Иллюстрация Барыкина в оформлении баночного пива "Жигули".
Ещё одна особенность работ Барыкина заключается в том, что большинство нарисованных им девушек не прочь найти приключения на свою самую выдающуюся и соблазнительную часть тела. Раскрепощённые секс-бомбочки с иллюстраций имеют туго обтянутый юбкой упругий зад, смелый вырез блузки, яркий макияж, высокие каблуки и зазывное выражение лиц. В отличие от классиков оригинального американского пин-апа, которые оставляли своих красавиц в гордом одиночестве, лишь позволяя зрителю любоваться их прелестями, российский автор предпочитает помещать своих героинь в общество одного или нескольких мужчин. Женщина оказывается в центре внимания, подтекст которого не распознает лишь слепой.

Возможно, кто-то наверняка возразит, что у Барыкина просто специфическое чувство юмора, зато идея объединить советскую плакатную иллюстрацию и пин-ап действительно была свежей и интересной. Вот только воплощение всё-таки, на мой взгляд, подкачало. Качественный пин-ап должен быть игривым и кокетливым, как молодая женщина. Но ни в коем случае не вульгарным, как истаскавшаяся дама с пониженной социальной ответственностью.

Юность, жизнерадостность и непосредственность моделей, с которых делали свои работы американские иллюстраторы, были главной изюминкой этого жанра. Именно поэтому он вызывал у аудитории восхищение женской красотой и отнюдь не был нацелен на шутки "ниже пояса". Но, как говорится, на вкус и цвет товарищей нет. Кому-то нравится и погорячее.

У солдата выходной...
У солдата выходной...
«Некоторые считают пин-ап вызовом фенимизму, - говорит Валерий Барыкин. – Но почему? Ведь я хочу показать женщину во всеоружии: это и её внешность, и улыбка, и чувственность. Типичный сюжет: очкарик, эдакий Шурик, наподобие меня, мечтает быть с красивой девушкой, но у него очень мало шансов. А она уверена в себе и подтрунивает над парнем. Мужчины, если им уделяют хоть какое-то внимание, всегда начинают пялиться, а женщины иронизируют над ними».

Пышные и соблазнительные формы красоток в сочетании с откровенными нарядами выступают провоцирующим фактором, вызывающим вожделение мужчин, которые «пялятся» так, что их намерения в отношении дам не оставляют простора для фантазии. Это низводит каждую вторую «девушку Барыкина» до уровня доступного объекта. Впрочем, судя по известности иллюстратора и довольно высокой популярности его работ, такой подход и занятая ниша "советского" пин-апа находят своих поклонников. Но, возможно, это происходит потому, что многие из них не знакомы с действительно качественными образцами данного жанра.

Оказывается, к шахматной короне путь можно проложить и грудью.
Оказывается, к шахматной короне путь можно проложить и грудью.

Кому бутылочку пенного?

Инна Кузубова является главным автором очень успешной студии "ИНОРАМА", занимающейся коммерческой иллюстрацией. Работы художницы в жанре пин-апа популярны, востребованы и используются в рекламе пива, полуфабрикатов, продуктов и медикаментов.

Художница честно отрабатывает свой хлеб и, к счастью, не грешит ни излишней натуралистичностью, ни пошлостью сюжетов.

В этой работе явственно прослеживается влияние американских художников пин-апа 50-х годов прошлого века.
В этой работе явственно прослеживается влияние американских художников пин-апа 50-х годов прошлого века.

Часто Инна Кузубова изображает своих пышногрудых милашек в униформе советских официанток: белый передник и белоснежная наколка в волосах.

-13

Нарисованные ею девушки идеализированы и более всего похожи на кукол Барби: гладкие лица, огромные глаза, пухлые губы, густые кудри. И, разумеется, пышная, рвущаяся наружу грудь: ведь пин-ап прежде всего ориентирован на мужчин, а потому должен запоминаться, цеплять взгляд и заставлять вестись не столько на качество продукта, сколько на его привлекательную этикетку. Но сверх этого никаких "вольностей" Кузубова себе не позволяет. У неё есть узнаваемый стиль, на её творения приятно смотреть.

В СССР было лучше!

Наталья Ершова - ещё одна художница, которая окучивает ниву пин-апа. Как и Барыкин, она ностальгирует по СССР, показывая советские будни и праздники такими, как она себе их представляет. Пин-ап от Ершовой пользуется спросом в рекламе.

Модели для взрослых с "советским задором в глазах"

Пин-ап Андрея Тарусова - это плакаты возрастной категории 18+. Он рисует красоток с минимумом белья на них, а то и вовсе полностью обнажённых. Впрочем, изображения, которые допустимо показать на публике, среди его работ всё же есть, хотя их и меньшинство.

-16
"Я представил, как бы могли выглядеть Олимпийские игры, если бы в Советском Союзе был секс, - говорит Андрей Тарусов. - Было непросто совместить стилистику американского пин-апа 50-х годов и плакатного искусства СССР. За основу я взял советские плакаты, картины Дейнеки и мозаику московской станции метро Маяковская. Также я придумал дополнить изображение стихами, стилизованными под агитационную поэзию Советского Союза. Их написала моя подруга Лена Клименко специально для этих сюжетов. Цветовую палитру я выбрал в соответствии со стилем: красно-бело-голубую. Девушек нарисовал в классических пин-аповских позах, но с советским задором в глазах".
-17

Пин-ап второй свежести

На просторах интернета можно встретить огромное количество работ, выполненных в жанре пин-апа, авторы которых выдают их за свои произведения, в то время как на самом деле изображения являются совершенно бесстыжим плагиатом. Чаще всего копируют красавиц с работ Джила Элвгрена, о творчестве которого я подробно писала в прошлой статье.

Причём далеко не всегда это срисовка. Нередки случаи, когда оригинальное изображение вырезается в графическом редакторе, потом объединяется с новым фоном, обрабатывается, пропускается через фильтры и - вуаля! - получившийся коллаж подписывается другой фамилией и выставляется в портфолио. Ловкость рук и сплошное мошенство.

Вот только некоторые образцы такого заимствования. А теперь сравните с оригинальными иллюстрациями Джила Элвгрена. Совпадение поз, лиц, сюжетов, даже обуви! Вот только у российских копий знаменитых работ и труба пониже, и дым пожиже.

Видимо, те, кто грешат столь откровенным заимствованием, рассуждают следующим образом: почему бы не воспользоваться случаем, если всё равно никто не предъявит претензий за нарушение авторских прав давно почившего американского иллюстратора. Зачем заморачиваться и придумывать что-то своё, когда можно взять готовое?

Но плагиат – это всегда бессилие. Творческая импотенция, когда не можешь создать что-то новое и запоминающееся, а потому без стеснения крадёшь чужое.

Подводя итог сегодняшнему обзору, можно сказать следующее. Пин-ап в России действительно очень популярен. У рекламщиков он идёт "на ура" и способствует продажам. Как и в 40-50-х годах прошлого века красивые девушки на этикетках и плакатах всё так же привлекают мужское внимание. Среди отечественных иллюстраторов есть те, у кого выработался свой стиль, и это хорошо. Главными же недостатками нашего пин-апа можно назвать вторичность, вульгарность и многочисленные случаи откровенного плагиата. Остаётся надеяться, что эти проблемы всё-таки однажды удастся изжить, а у российских художников хватит чувства меры, таланта и оригинальности, чтобы адаптировать пин-ап к нашей действительности и дать ему полноценную и достойную жизнь.