Как известно, – а это должно быть известно, – продолжая экспансию на запад, викинги, переселенцы из Исландии, достигли не гостеприимных берегов крупнейшего на планете острова около 980 года. И застали Гренландию необитаемой. Это – точно. Исландцы первым делом тщательно обыскали берега – все берега. Они же были викингами, – настоящими. Но ограбить в этой стране оказалось некого. Пришлось затевать бизнес с добычей моржовой кости.
История расцвета и упадка колоний в Гренландии заслуживает отдельного рассмотрения, здесь же достаточно сказать, что одной из причин кризиса стали участившиеся в XIV веке стычки с иннуитами, – эскимосами, населяющими Гренландию сейчас. Последние, высадились на острове в конце XIII века. И очень удивились, обнаружив, что местами он уже занят.
Причиной недоумения эскимосов стало то, что европейцы оказались первыми людьми, попавшими в Гренландию с юга. Посмотрев на карту, можно заметить, что узкие, преодолимые для лодок проливы, отделяют от другой земли остров на севере. Именно с этого направления, – из канадской Арктики, – в Гренландию проникали предыдущие волны переселенцев.
Начались же попытки колонизировать остров давно, – более четырёх тысяч лет назад. А значит, давно же населена была и самая суровая, ибо близкая к полюсу, часть Арктики.
Древнейшими людьми в Гренландии стали представители Саккакской культуры, поселения, – скорее, стоянки – которых появляются на острове около 2500 года до новой эры. Однако, вскоре, – около 2400 года до н.э. – люди культуры Индепенденс I оттесняют саккакцев на юг Гренландии. То есть, некоторое время остров даже был популярен, и понять насколько позволил анализ ископаемых образцов ДНК. Саккакцы оказались выходцами с Чукотки. И это, пожалуй, наиболее важный момент.
Заселив Америку через Берингию, люди несмотря на привычку к приледниковым морозам, не колонизировали Арктику. Ибо это оказались не те морозы. В Америку пришли охотники на крупного зверя, – сугубо сухопутные. Выжить же в Арктике могли лишь охотники на зверя морского. А нужными для этого навыками и технологиями, – в частности искусством изготовления «крупнокалиберных» гарпунов, – люди овладели в Азии. В III тысячелетии до н.э.. Там же и продолжали эти технологии совершенствовать, что породило несколько волн переселенцев с запада на восток, – каждая из племён лучше вооружённых и оснащённых.
При этом, первые культуры Гренландии и Арктики были, скорее, мезолитическими.
Индепенденс I перестаёт подавать признаки жизни около 1400 года до н.э., но саккакцы держатся до 800 года до н.э., когда в Гренландии их вытесняет культура Индепенденс II – уже неолитическая, умеющая обрабатывать камень шлифовкой. Примерно в одно время с представителями Индепенденс II с севера на остров заходят и люди культуры Дорсет.
Однако, в III веке новой эры остров становится безлюдным. Хотя, дорсетцы не вымирают. Ухудшение климата лишь вынуждает их отступить назад – на Канадский Архипелаг.
Парадоксальным образом наступающий Гренландский ледник отогнал людей – на север. Странно? Если не понимать правил игры. Гренландия окружена морями, – недалеко Гольфстрим, – и на острове много осадков. А значит, быстро растут ледники. Сползая же к морю, глетчеры уничтожили облюбованные моржами пляжи, как и участки, на которых люди могли строить дома из китовых костей. Архипелаг же – это пустыни. Там очень сухо, и лёд является редкостью.
Туле – предки современных эскимосов, также находившиеся под влиянием азиатских культур, и, как следствие, эпизодически уже пользовавшиеся металлами, появляются в Канадской Арктике около X века, – позже викингов. Вскоре, вытеснив дорсетцев, эскимосы добираются и до Гренландии.