У нашего прадеда был когда-то крылатый конь… Он летал. Однажды спас его от погони.
Между Казанкой и близким к нам Катангуем была раньше прямая дорога, всего километров двенадцать, так себе расстояние по меркам Сибири. Все местные знали о ней, ездили друг к другу почти напрямую - шариат велит навещать родню, как бы далеко она не жила… Вот и прадед скакал с драгоценной ношей по этой дороге, выкрав красавицу из чужого села.
Когда настигавшие уже почти схватили его, конь расправил могучие крылья и перелетел через лес, доставив наездника с прекрасной добычей в родную деревню.
А потом, верно, свадьба была и рождение законной семьи, освященной с обеих сторон молитвой и сердечным благословением родни, в которой дети – одни сыновья – равно как на подбор сильны, высоки и красивы…
Многие семейные тайны навсегда унес с собой папа – только ему были доверены даты, имена и события… Любопытный мальчишка запоминал все, что рассказывал дед Алиш. А потом пересказывал нам, но мы усмехались: сказки же…
Запомнила мама. В один из первых осенних дней поведала сказание про Тулпара, который верно служил далекому предку.
Он, крылатый, почти не отличался от обычных коней. Вместе с ними стоял в конюшне, пасся на раздольных лугах, ел медовые травы и пил чистую воду из стремительного Иртыша. Но в минуты опасности или погони, сраженья с врагом, беды или какой-то другой нужды расправлял свои крылья и летел высоко по небу, перепрыгивая леса и овраги, озера и реки, холмы и поля…
Знал с давних пор хозяин, что нельзя без стука входить по ночам в конюшню – Тулпар в темноте расправляет крылья и отдыхает. Даже утром нужно стучать, прежде чем войти в конный двор. Никто, даже хозяин, не должен видеть, как Тулпар поднимает крылья.
Если нарушишь запрет, конь навсегда потеряет свой дар, перестанет летать…
Перестал ли летать дедов Тулпар? Что стало с конем потом? Где он теперь? Нет ответа. Нет. И не будет уже никогда. Разве только приснится сон или будет видение, в котором, если хватит ума, вдруг увидишь скрытые знаки…
А ведь знаки были.
Верите или нет, была в моей жизни встреча – удивительная, невероятно интересная, почти фантастическая. Встреча с человеком, предки которого, скорее всего, тоже управляли крылатыми лошадьми. Звали его Тамерлан.
Может, помнит кто, однажды много лет назад приезжали в Тюмень артисты цирка с программой «Горская легенда о любви»? Фарзана Рахимовна Халилова, прекрасный человек и наш искренний друг, руководившая местным цирком, позвала нас на представление. То, что мы увидели, было волшебством! По силе воздействия на мое воображение увиденное превзошло чудесные сказки Шахерезады…
А потом нас позвали пройти в закулисье и посмотреть на животных. С нами были дети, мы с радостью согласились. На выходе видели, как выгуливают по арене коней, и кто-то спросил: хотите ли прокатиться?
Мало кто рискнул. А я – да, я ж бесстрашная.
Белый конь был как птица! Кажется, ловил мои мысли. А я летела под куполом цирка и вспоминала старых деревенских тяжеловесов, которых приходилось угонять мне с покоса на совхозный двор… Они всегда шли своим размеренным ходом, неторопливые, хоть запогоняйся… Привыкли к тяжелой работе, неровным дорогам, неумелым рукам…
А этот красавец! Почти мифическое существо. Наверное, на таких лошадях путешествуют между мирами небесные амазонки…
И вдруг выходит к нам Тамерлан. Нугзаров Тамерлан – создатель программы, сам участник прошедшего представления. Мы не знаем в тот самый момент ни титулов его, ни званий… Не знаем, что представляет собой человек… А он говорит, обращаясь ко мне: «Где ты раньше была? Где? Лет пятнадцать назад встретил бы тебя, была бы принцессой цирка!»
Нисколько не вру! Есть свидетели этой встречи. Они потрясены не меньше меня. Сергей Александрович, босс, в недоумении: «Ты умеешь на лошади ездить? Кто научил?». А после слов Тамерлана и вовсе обескуражен: не только ему, но и специалисту экстра-класса кажется, что я на лошади держусь как умелый наездник…
«Ну, вот, - пошутила тогда. – Я - кладезь нереализованных талантов. Столько природой дано, а ничего из меня не вышло! И принцесса цирка тоже не вышла…» Было мне лет тридцать пять…
А потом я читала про Тамерлана.
Тамерлан Темирсолтанович Нугзаров (1 июня 1942, Барсуки — 24 мая 2020, Ярославль) — цирковой наездник, дрессировщик, руководитель конно-балетного спектакля «Горская легенда о любви», народный артист РСФСР (1985), лауреат Государственной премии Российской Федерации (1995).
Обладатель высших наград самых престижных международных конкурсов циркового искусства. «Золотого клоуна» в 1984 году в Монте-Карло ему вручал принц Монако, циркового «Оскара» в 1990 году в Лос-Анджелесе (США) — звезда Голливуда Кирк Дуглас, «Платиновую звезду» в 1992 году в Вероне (Италия) получал из рук Джины Лоллобриджиды.
Выходец из маленького ингушского селения Тамерлан Нугзаров-Хабриев объездил весь мир. Со своим конным театром побывал в 25 странах, выступал на самых престижных концертных площадках, таких как Радио-Сити Мюзик-холл, Мэдисон Сквер-Гарден (США), театр «Каре» в Амстердаме (Нидерланды), в огромных дворцах спорта. В Детройте (США) каждое его представление собирало в течение семи дней по 25 тысяч зрителей, а в Винер Штадт-халле (Австрия) и Дойчланд-халле (Германия) — по 15 тысяч. Везде — оглушительный успех. Выступал с этой программой в Японии и Южной Америке, Италии и Германии, Швейцарии и Испании, Югославии и Австрии, США и Канаде и других странах.
Легендарный всадник на белом коне!
А я знаки тогда не увидела. Не поняла. Потому что не знала совсем про Тулпара. Запоздавшее получилось открытие.
Говорят, есть сходство между Тулпаром и известным миру Пегасом. Собственно, что говорят… Крылатые кони похожи, только называют их по-разному в разных странах. Тюркские народы сказывают про Тулпара (Толпара), европейские – про Пегаса…
Думаю я, дыхание татарского Пегаса дошло до нас через века. Разбудило вдохновение, которого так жаждут поэты. Недаром в родне есть известный поэт - Булат Сулейманов, он приходится нам троюродным братом. Его дед Якуб был родным, младшим, братом бабушки Латифы. Но это предстоит доказать в архивах, отчество матери Булата было искажено.
Для тех, кому интересно:
Тулпар — крылатый (или летящий) конь в татарской (башкирской, казахской, узбекской, киргизской, кыпчакской) мифологии. Упоминания о нем есть и у монголов.
В сказках выступает советчиком и помощником батыра, которому помогает одолеть чудовищ; переносит батыра на себе по воздуху, мечет молнии, поднимает крыльями ветер, содрогает ржанием землю. Ударом копыта выбивает источник, вода которого дает вдохновение сказителям и поэтам.
Никто, включая хозяина, не должен видеть крылья тулпара, иначе он мог умереть...
Понимает язык зверей, птиц, рыб и растений. Тулпары могут разговаривать по-человечески. Они - верные товарищи, надежные спутники. При расставании на время с батыром конь всегда велит ему выдернуть три волосинки из гривы или хвоста; герою достаточно подпалить их - тулпар явится перед ним...
Очень быстр. По легенде, если облететь на нем 8 кругов, станешь хозяином мира. По поверьям Тулпар – конь-душа. В символическом смысле является символом Солнца и Движения, выражает мечту о будущем и высоту полёта.
Умирает, когда умирает батыр.