Найти в Дзене
Евгений Барханов

Воюешь ты, как Митя Назаренко!

Находчивость Назаренко, умение из множества возможных вариантов боя выбрать лучший вошли в поговорку: "Воюешь ты, как Митя Назаренко", - слова эти звучали высокой похвалой.

Дмитрий Павлович Назаренко, лётчик-ас, командир эскадрильи 131-го истребительного авиационного полка. Генерал-майор авиации. Герой Советского Союза.
Дмитрий Павлович Назаренко, лётчик-ас, командир эскадрильи 131-го истребительного авиационного полка. Генерал-майор авиации. Герой Советского Союза.

Статья опубликована в газете КРАСНАЯ ЗВЕЗДА 13 августа 1943 г., пятница:

На самолете «Лавочкин-5»

Нынешние воздушные бои с немцами характерны ярко выраженной наступательной тактикой наших истребителей. Объясняется это не только количественным ростом и боевым опытом нашей авиации, но также прекрасным качеством советских машин. Я летаю на самолете «Лавочкин-5». После первых же боев на этой машине почти все летчики нашего полка поняли, какие возможности таит в себе «Лавочкин-5». Ни «Мессершмитт», ни «Фокке-Вульф-190» не уходят от «ЛА-5» ни на вертикали, ни на горизонтали. Время виража у этого самолета меньше, чем у немецких истребителей.

Конечно, для того, чтобы добиться таких показателей, надо хорошо освоить самолет. Некоторые молодые летчики, входя в пике, не догоняют вражеского истребителя. Объясняется это тем, что они не используют в полной мере шаг винта и триммер. Дело здесь в следующем: набрав определенную скорость, самолет как бы сам собою выходит из пике, и летчик не в состоянии удержать его ручкой. Чтобы избежать этого, надо при переходе в пикирование отдавать триммер руля глубины и утяжелять винт, т. е. ставить его на больший шаг. Тогда «ЛА-5» пикирует устойчиво и легко нагоняет «Мессершмитт» или «Фокке-Вульф-190». При выходе из пике триммер, наоборот, выбирается на себя, а винт облегчается. Тогда и на горке немецкие истребители не уйдут.

-2

Опыт показал, что при правильном пользовании триммером можно значительно уменьшить время виража. Для этого летчик выбирает триммер, ручку отдает на себя и делает вираж с малым набором высоты. Самолет виражит устойчиво и энергично, без дрожи. Таким образом, «ЛА-5» может легко зайти в хвост любому немецкому истребителю.

Какой строй наиболее эффективен? Шаблона здесь, конечно, не может быть. Мы, например, отдаем предпочтение боевому порядку, эшелонированному по высоте в несколько ярусов. Командир находится при этом в средней группе, а в состав верхней входят два—четыре аса. Такой строй имеет те преимущества, что, во-первых, противнику трудно одновременно заметить все наши самолеты, а во-вторых, можно быстро наращивать силы в нужном направлении.

Встретив истребители противника, командир передает по радио, какова их численность, а также свое решение. Если противник имеет превосходство в силах, командир вызывает пару из верхней группы, где остается пара асов. Нижняя группа в бой пока не ввязывается, а набирает высоту со стороны солнца. Она ведет борьбу с самолетами, подходящими на помощь врагу, и добивает его истребители, выходящие из боя. Пара асов, патрулирующая выше, сгоняет вниз вражеские самолеты, набирающие высоту для атаки.

В борьбе с вражескими бомбардировщиками мы применяем следующий прием. Часть сил связывает боем вражеские истребители прикрытия. Численность этой сковывающей группы зависит от количества бомбардировщиков противника и сопровождающих их истребителей. Ударная группа, всеми парами одновременно, атакует строй бомбардировщиков. Атака производится под большим углом пикирования (до 60 градусов) с обязательным прицельным огнем. Во время атаки полезно оставить вверху сзади два—четыре самолета. Они отвлекают на себя огонь стрелков и отсекают прорывающиеся на помощь бомбардировщикам вражеские истребители.

Недавно у нас произошел весьма поучительный бой с немецкими истребителями и бомбардировщиками. Группа «ЛА-5» под командованием Героя Советского Союза Китаева и несколько машин во главе с Героем Советского Союза Новиковым вылетели навстречу врагу. Китаев поднялся на 4.000 метров, а Новиков шел на высоте 3.000 метров, ныряя в облаках. Вскоре произошло столкновение с немцами. «Юнкерсы» летели под облаками. Их прикрывали шесть «МЕ-109ф» и два «ФВ-190», которые шли парами, маневрируя по вертикали.

О драматической судьбе в плену Героя Советского Союза Китаева - мы писали ранее, см. ссылку:

Китаев, заметив вражеские истребители, повел свою группу в атаку на встречных курсах. Она врезалась в центр боевого порядка немецких истребителей. Завязался бой на вертикалях. Тем временем Новиков, используя облачность, незаметно подобрался к «Юнкерсам». Короткая атака сзади, сверху, сбоку. С дистанции 25 метров Новиков поймал в прицел ведущий «Юнкерс» и дал короткую очередь. У «Юнкерса» отвалилось полконсоли, и он камнем полетел на землю. Направление атаки было выбрано настолько удачно, что Новиков по прямой пошел на правого ведомого. Однако немец, заметив его, стал уходить в облака, Новиков сделал боевой разворот. Очутившись сзади и снизу, он дал очередь в мотор, и второй «Юнкерс» горящим факелом рухнул вниз Остальные немецкие бомбардировщики скрылись в облаках.

На исход группового воздушного боя существенно могут повлиять одна-две пары асов. Они ходят выше группы, ведущей бой, и наблюдают за ее действиями. Когда силы противника нарастают, идет горячая схватка и все увлеклись боем, то в самый критический момент асы решают исход столкновения в свою пользу. Они набрасываются сверху на противника, уничтожают с одной атаки один-два самолета и, имея запас скорости, снова уходят вверх, чтобы занять исходное положение. Опыт показывает, что немецкий истребитель никогда не принимает боя, если он находится ниже. Таким образом, внезапная атака асов расстраивает ряды противника и заставляет его выходить из боя.

-3

Целиком оправдал себя свободный полет асов вдоль линии фронта и над расположением неприятеля.

Мы шли четверкой в свободном полете. Одну пару вел я на высоте 2.500 метров, а другая, во главе с капитаном Сиговым, шла на 500 метров выше. Над линией фронта мы заметили группу своих бомбардировщиков, возвращавшихся с задания. Четыре «Мессершмитта» завязали бой с истребителями прикрытия, а тем временем пара «МЕ-109» погналась за бомбардировщиками. Увидев это, я передал Сигову по радио: «Иду в атаку». Мой удар оказался не слишком успешным: удалось лишь подбить ведомый немецкий истребитель. Но и этого было достаточно, чтобы немцы оставили в покое бомбардировщики и горкой полезли вверх. Тогда я передал Сигову, оставшемуся наверху: «Смотри за воздухом» и сам тоже стал набирать высоту. Немцы, очевидно, не заметили Сигова и его напарника. А те в тот момент, когда немцы поднимались, атаковали их сверху и сбили ведущего. Подбитый мною ведомый тоже перешел в пике и скрылся.

В это время из группы немцев, которая вела бой с нашими истребителями прикрытия, откололась пара «МЕ-109» и пошла вверх на Сигова. Это было как раз в тот момент, когда он выходил из атаки. Я заметил опасность, грозящую товарищу, и радировал: «В хвосте немцы. Держись, отбиваю». Зайдя сзади сверху, я дал метров с двадцати очередь по колпаку «Мессершмитта». Немецкий летчик был убит, его самолет перевернулся и врезался в землю. Остальные немецкие истребители ушли.

Итак, наше неожиданное появление не только позволило уничтожить два «Мессершмитта», но, кроме того, избавило группу бомбардировщиков от угрожавшей ей опасности. (Герой Советского Союза гвардии капитан Д. НАЗАРЕНКО). ХАРЬКОВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

-4
Дмитрий Павлович Назаренко, лётчик-ас, Герой Советского Союза. После окончания войны продолжал служить в ВВС СССР. В 1951 году окончил Военно-воздушную академию, а в 1957 году — Военную академию Генерального штаба. 18 апреля 1952 года ему было присвоено воинское звание генерал-майора авиации. Летал на боевых самолётах до 1966 года. С 1967 года генерал-майор авиации Назаренко Д. П. — в запасе. 
Жил и работал в городе-герое Одессе, где и скончался 19 октября 1969 года. Похоронен на аллее Героев в городе-герое Одессе на 2-м Христианском кладбище.
Дмитрий Павлович Назаренко, лётчик-ас, Герой Советского Союза. После окончания войны продолжал служить в ВВС СССР. В 1951 году окончил Военно-воздушную академию, а в 1957 году — Военную академию Генерального штаба. 18 апреля 1952 года ему было присвоено воинское звание генерал-майора авиации. Летал на боевых самолётах до 1966 года. С 1967 года генерал-майор авиации Назаренко Д. П. — в запасе. Жил и работал в городе-герое Одессе, где и скончался 19 октября 1969 года. Похоронен на аллее Героев в городе-герое Одессе на 2-м Христианском кладбище.

Октябрь 1941 года. Противник на второй день после захвата Таганрога посадил на аэродром 50 Ме-109. Немецкий лётчик, сбитый под Ростовом, подтвердил эти данные. Наш истребительный полк, базировавшийся на аэродроме Ольгинская  (близ Ростова), получил следующую задачу: 12 самолётов И-16 под прикрытием 6 самолётов ЛаГГ-3 должны произвести штурмовку аэродрома Таганрог. Времени для доразведки цели не было.

По ракете запустили моторы. Сбор группы произвели за 2 минуты, так как излетали звеньями с мест стоянок, не выруливая на старт. К такому взлёту все лётчики были подготовлены, да и аэродром вполне был пригоден для взлёта во всех направлениях.

Над аэродромом пристроилась и группа прикрытия - 6 ЛаГГ-3. При подходе к аэродрому были встречены сильным огнём зенитной артиллерии. Две пары самолётов ЛаГГ-3 начали подавлять зенитный огонь, а мы с ходу начали штурмовку материальной части. Лейтенант Закурдаев и Лейтенант Журов атаковали взлетевшую дежурную пару Ме-109 и сбили её. Больше самолёты не взлетали. После первой атаки наша группа смешалась.

-6

Зенитки били беспорядочно и редко, так как штурмующие самолёты снижались до бреющего полёта, расстреливая даже отдельных фрицев, бежавших в укрытие. Так, например, Майор В. И. Давидков расстрелял фрица, повисшего на колючей проволоке.

Уходить с аэродрома начали "змейкой", пока подтянулись все самолёты. После нашей штурмовки 9 очагов пожара видны были на расстоянии 30 км. Все наши самолёты возвратились на свой аэродром. Посадку произвели в сумерках по кострам. 8 самолётов имели несколько пулевых пробоин. Технический состав работал целую ночь, и к утру все самолёты были исправны. На второй день с рассветом этим составом экипажей был произведён повторный налёт на аэродром Таганрог.

По-видимому, фрицы не ожидали нас так рано. Зенитки начали стрелять только после второго захода. При отходе от цели в воздухе появилась пара Ме-109, которая не вступила в бой, но преследовала нас 15 км, идя выше на 600 метров и в стороне на 100 метров.

Мы потеряли один самолёт от зенитного огня. По агентурным данным, на аэродроме Таганрог было полностью уничтожено 23 самолёта Ме-109. (воспоминания Д. П. Назаренко, опубликованные в книге "Сто сталинских соколов в боях за Родину")

Читайте также ранее опубликованную статью, м. ссылку:

Несмотря на то, что проект "Родина на экране. Кадр решает всё!" не поддержан Фондом Президентских грантов, мы продолжаем публикации проекта "День в день 80 лет назад". Фрагменты статей и публикации из архивов газеты "Красная звезда" за 1943 год. Просим читать и невольно ловить переплетение времён, судеб, характеров. С уважением к Вам, коллектив МинАкультуры.