Найти в Дзене
Школа рисования Enterclass

Живопись маслом для начинающих: как не уничтожить своё жильё и не разочароваться в рисовании.

Оглавление

"И почему стоит начать рисовать маслом? Я же не профессионал. Лучше может акварелью? Детских красок полно даже дома, они дешевые и, когда станет понятно, что во мне есть талант художника и я не брошу это дело, тогда и покупать хорошие краски, бумагу, холсты..." Хитрые мысли, чтобы обмануть самого себя.

Художник Владислав Татаринов, масло
Художник Владислав Татаринов, масло

А когда вы в последний раз работали детскими пластиковыми ножницами или пытались порезать хлеб абсолютно тупым столовым ножом? Детские инструменты для рисования обычно отвечают тем же требованиям: они безопасны и одновременно с этим довольно дешевы ( ведь картин маленький художник может нарисовать за день 100 штук - измочалив не одну кисточку и лист бумаги). И работать в школьном альбоме с медовыми красками в серьезных техниках невозможно!

И что в итоге? Взрослый человек прикладывает усилия (взрослые люди даже к своим хобби подходят со всей серьезностью обычно, они же взрослые!), тратит время, рисует сам по книгам или видеоурокам — а в итоге получает тот же размазанный блеклый детский рисунок. И вместо того, чтобы поменять рабочие материалы, просто разочаровывается в себе и отменяет мечту.

Как не разочароваться в рисовании и начать заниматься живописью маслом?

  • Сразу выбирайте хорошие материалы (профессиональные или полупрофессиональные, а не детские!). В таких материалах много красочного пигмента — если вы ищите цвета, то работа будет яркой сразу и долгое время потом. А главное процесс рисования будет похож на радость и отдых, а не на сражение с материалами за результат.
"А почему бы не начать с карандаша?" — спросит читатель, —"недорого и сердито". Конечно, с карандаша следует не только начать, но и не забывать о нем никогда, постоянно тренировать руку набросками по 5-10 минут в день, ведь линейный рисунок основа всего, но... Часто человек приходит к рисованию именно в поиске цвета, ярких красок. И даже добившись идеальности в рисунке - он все равно остается серым. А на начальном этапе обучения, когда рисунок далеко не идеален, совсем грустно.
Думаете это такая картина? Вовсе нет! Просто снимали остатки краски с кисточки на край бумажного стаканчика перед тем как вытереть кисть ветошью и набрать новый цвет :)
Думаете это такая картина? Вовсе нет! Просто снимали остатки краски с кисточки на край бумажного стаканчика перед тем как вытереть кисть ветошью и набрать новый цвет :)
  • Не стоит хвататься за акварель первой — профессиональные материалы для нее не дешевле других, а сама техника гораздо сложнее. В масляной живописи ( работе с акрилом, гуашью или темперой) вы всегда можете остановиться, если устали или вас что-то отвлекло, оставить работу до завтра, попить чаю... В ней легко исправить практически любую ошибку — можно просто соскоблить мазок краски и нанести сверху новый! Большинство техник акварели этого не позволяют — пока акварелист неопытный краска или течет хаотично, или не вовремя высыхает на листе, оставляя "жёсткие" края и портя всю картину. К тому же детских художественных масляных красок не бывает — не будет и соблазна купить абы что...
  • В чем уникальность масла? Масляная живопись позволяет работать не только в плоскости листа (как акварель, карандаш, маркеры), но и с объемом картины - за счет фактуры самого мазка краски!
  • Привыкли, что художник стоит перед высоким планшетом с холстом на подрамнике и понимаете, что все это стоит немалых денег и не понятно куда поставить в квартире? А вы знаете, что давно уже выпускают отличную бумагу для рисования маслом? И всегда можно самостоятельно загрунтовать небольшой кусок картона с помощью клея ПВА.

Как правильно выбирать на чем рисовать и как загрунтовать обычный картон рассказывает художник Ольга Гусева в этом видео - отрывке из курса "Быстрый старт. Живопись маслом":

  • Выбирайте для начала простые сюжеты! В самом начале пути, чтобы не разочароваться в собственных силах, важно, чтобы всё получалось. Тогда с одной стороны живопись будет приносить радость, с другой на простых сюжетах можно изучить свои материалы, отточить работу кистью и мастихином. А затем разобравшись, как рисовать маслом, усложняйте сюжет.

Ну что убедились, что масло интересный материал для начала рисования, хотите попробовать, но «оно же сильно пахнет и вообще – нужна отдельная мастерская»?.. А вот и нет! Собрали для вас советы бывалых маслянистов, рисующих дома.

Идеи, как познакомиться с маслом, не уничтожив полквартиры:

1. Красок должно быть... мало! Для начинающих это особенно актуально. Масляные краски в сочетаниях капризнее акварели, поэтому не берите огромные наборы – для первого знакомства достаточно небольшого числа пигментов. Краски продаются и в маленьких наборах, и в отдельных тюбиках, так что всегда можно взять 3-4 цвета и работать смешивая их. Или приобретайте краски по списку художника, ведущего мастер-класс или видеоурок.

2. Разбавители токсичны? Льняное масло, живичный скипидар – натуральные вещества. Да, пахнут. Но это не так же токсично, как масляная краска для пола. А есть синтетические разбавители почти без запаха. Кстати, для первого знакомства возьмите под разбавитель не дорогую специальную масленку, а детский двойной стакан-непроливайку. Бюджетно, удобнее мыть кисть, не брызгает. А при работе мастихином разбавитель вообще не нужен.

Недавно разбавитель, тройник и все краски, которые вы видите на фотографиях выше (а также другие цвета и бренды) появились и в нашем собственном интернет-магазине товаров для художников - подробную информацию можно увидеть в разделе "Масляные краски".

3. Запаситесь ветошью. Порежьте или порвите старые тряпки на мелкие клочки, заранее поставьте у рабочего места мусорку. Вытер кисть или мастихин – выбросил клочок, никакой грязи.

4. Палитра – это не только дорогущий кусок фигурной фанеры, который надо каждый раз скоблить и делать прочие пассы руками. Для начала вам подойдёт старая разделочная доска, детская досочка для работы с пластилином или кусок оконного откоса/подоконника (если вы делаете ремонт). Просто оберните любой из этих предметов пищевой пленкой, а после работы плёнку вжух – и в мусорку. И не выдавливайте по полтюбика на палитру, чтобы потом не биться с жабой.

! А ещё удобная палитра – маленький холстик на подрамнике, с него очень приятно работать мастихином. Если загрунтовать и использовать такой холст изнутри, как корыто, то можно оставлять краски на день-другой, легко завернув это дело в пакет и убрав в холодильник (чтобы краски не засохли).
Этюды на небольших кусках переплетного картона. Художник Ольга Гусева
Этюды на небольших кусках переплетного картона. Художник Ольга Гусева

5. Для начала берите куски грунтованного картона или бумагу для масла небольшого формата и рисуйте на столе на маленьком подрамнике или вообще без него: будет недорого и сердито:). Например, французская бумага для масла с фактурой холст в больших листах 600 х 650мм (которые обычно разрезают на 4 и более частей для этюдов) сейчас представлена у нас в магазине и стоит меньше 300 рублей. Есть и другие виды бумаг для масла с разными фактурами - можно прийти в любой художественный магазин и потрогать вживую, чтобы понять что это за материал по такой бюджетной цене.

Кроме специализированной бумаги для масла в разделе "на чем рисовать" в нашем интернет-магазине для художников, есть готовые грунтованные холсты на подрамниках и на картоне, односторонний грунтованный мдф и грунтованный холст.

Так что сложностей с правильно подготовкой переплетного картона может оказаться больше, чем при выборе специализированной плотной бумаги — её можно просто взять и сразу рисовать.

Если было полезно, пишите – сделаем вторую серию. И делитесь своими лайфхаками, опытные живописцы!