Найти в Дзене

Виды авиационного топлива, правила транспортировки и необходимые сопроводительные документы

Оглавление

Авиационным топливом называется группа нефтепродуктов, используемых для заправки самолетов, вертолетов и других летательных аппаратов. Вид топлива зависит от конструкции двигателя. В винтовых самолетах с поршневым двигателем применяется авиационный бензин, а в турбореактивных самолетах используется керосин.

Марки авиационного топлива

В СССР разработана линейка различных типов бензинов для определенных двигателей и климатических условий. Со временем технологии производства бензина изменялись, подстраиваясь под совершенствуемую технику.

Рассмотрим, какое топливо используется для легкомоторных самолетов и самолетов с реактивными двигателями.

На территории России в качестве топлива для легкомоторных самолетов получилось использовать автомобильный бензин АИ–95. Правда, чтобы данный продукт мог эксплуатироваться в качестве безопасного топлива в авиационной технике, состав высокооктанового бензина АИ-95 требует изменений.

В 2023 году продается одна марка российского авиационного бензина — 100LL по ГОСТ Р 55493–2013. Из–за границы везут марки AVGAS 100 и AVGAS 100LL производства Shell с сертификатом от государственного НИИ гражданской авиации. Разница заключается в содержании вредного тетраэтилсвинца:

  • марка 100 содержит ТЭС в значительных количествах и имеет зеленый цвет;
  • марка 100LL содержит ТЭС в 5 раз меньше и окрашена в синий.

РФ присоединилась к запрету на использование ТЭС в бензине, поэтому производство старых марок авиационного бензина в России прекращено.

Авиационный бензин для малогабаритных самолетов часто перевозится в металлических бочках. Такие самолеты потребляют относительно небольшое количество топлива, поэтому авиаклубам проще хранить скромные объемы, чтобы не создавать специальные хранилища, являющиеся опасным производственным объектом. Поэтому бочки заказываются поштучно. Оптом тару везут в грузовиках, вагонах или контейнерах.

Топливо для реактивных двигателей отличается по свойствам из–за другого физического принципа работы. Марки обозначаются буквой Т: Т–1, ТС–1, Т–8В, Т–6 и РТ.

Данное топливо называют «керосин», хотя с химической точки зрения это не совсем верно, поскольку авиатопливо состоит из разных фракций. Прямой перегонкой нефти авиакеросин получают не всегда. Считается, что это смесь керосиновой и лигроиновой фракций, а в отдельных марках присутствует бензиновая или газойлевая.

ТС–1 — самая распространенная марка на постсоветском пространстве, на которой летают старые отечественные и зарубежные лайнеры. Данная марка является аналогом импортного топлива Jet–A.

РТ — отечественное высококачественное топливо, получаемое гидроочисткой. Не имеет зарубежных аналогов и применяется даже в сверхзвуковых самолетах.

Т–6 и Т–8В — марки для реактивной военной техники.

Перемещение авиационного керосина по дорогам производится автоцистернами в связи с большим объемом потребления. Особенностью является въезд для выгрузки на режимные объекты — аэродромы.

Перевозка авиационного топлива

При перевозках топливо для авиации является грузом 3 класса опасности. Сорта, которым присвоен код опасности 33, имеют температуру вспышки ниже +23 градусов по Цельсию. Имеются сорта с показателем от +23 до +60 градусов по Цельсию. В таком топливе с поверхности жидкости постоянно выделяются взрывоопасные пары.

Степень опасности при перевозке отражается в группе упаковки. Под группой упаковки в ДОПОГ понимается степень опасности вещества. Всего в ДОПОГ выделяют 3 группы упаковки:

  • I группа упаковки — вещества с высокой степенью опасности;
  • II группа упаковки — вещества со средней степенью опасности;
  • III группа упаковки — вещества с низкой степенью опасности.

Любой объем перевозимого топлива является опасным грузом, поэтому правила ДОПОГ применяются всегда. Исключение составляет объем 500 мл в упаковке, еси вес брутто упаковки не более 30 кг.

Для перевозки не более 20 л в одной единице транспорта допускается отправлять обычный грузовик и не предоставлять свидетельство на водителя. Маркировка и действие мер предосторожности сохраняются.

При разливе авиатопливо представляет вред для окружающей среды, поэтому автомобиль и цистерну помечают знаками опасности: «Пламя на красном ромбе» и «Мертвая рыба и сухое дерево на белом ромбе».

Транспортное средство при перевозке топлива для авиации должно соответствовать категории FL ДОПОГ. Для каждого рейса составляется пакет документов:

  • транспортная накладная с максимально полным указанием груза;
  • паспорт безопасности, аварийная карточка, письменные инструкции;
  • свидетельство об обучении водителя по ДОПОГ;
  • допуск на автомобиль;
  • разрешение министерства транспорта на перевозку.

Маршрут проходит согласование в госорганах и требует обязательного соблюдения.

В целях предотвращения и ликвидации аварийных ситуаций транспортное средство оснащается:

  • оранжевым проблесковым маячком, который должен быть включен при движении;
  • противооткатными упорами;
  • огнетушителями;
  • одеждой яркого цвета, перчатками, очками, средствами защиты дыхания;
  • двумя знаками аварийной остановки и переносными фонарями, чтобы обозначить место незапланированной остановки.

Если недостаточно опыта в перевозках опасных грузов, имеет смысл нанять специализированную транспортную компанию. Чтобы получить консультацию или заказать перевозку, пишите в чат на сайте ADRIATA.RU или звоните: 8 (800) 775–85–62.

Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал. Впереди много полезной информации!