«Опять эти домашки», - вздыхают родители. Они огорчены не меньше детей, ведь надо не только сделать домашнее задание. Самое трудное – начать с младшим школьником делать уроки.
- Ну просто невозможно усадить ребенка за уроки, - рассказывает мама третьеклассника.
Уговариваю.
Пугаю лишением прогулки или игры.
Через час-полтора, когда с меня уже все двенадцать потов сойдут и нервы накалены до предела, сын садится за уроки.
Минут 30 – 40 и все сделано, но какой ценой!
Потеряли час – полтора времени и комок нервов… И так каждый день. Где набраться терпения маме?
Иногда бывает и по-другому.
Второклассник Миша пришел из школы, пообедал и сел за уроки.
Мама радуется, что сам, без напоминаний начинает делать уроки. Вот уже и задачу прочитал, и тетрадь открыл для работы.
- Мам, а помнишь, мы ездили на рыбалку? – раздается через пару минут голос сына.
- Помню. Давай делай уроки сначала.
- Нет, ты послушай. Я тогда… - и начинается длинный рассказ о тех интересных событиях. Остановить поток слов не получается.
Минут через 10 ребенок возвращается к задаче…
Вдруг, не дописав решения, школьник срывается с места и бежит на кухню.
- Хочу пить, - по дороге сообщает он.
Попить, съесть яблоко, ответить на звонок одноклассника, погладить кошку, которая лежит рядом, покатать машинку, посмотреть в окно, вспомнить не одну историю – все успевает Миша, пока делает уроки.
За окном уже темно, а часы показывают почти 20 часов, когда закрыта тетрадь и все задания сделаны. На уроки ушло 3-4 часа!
И как, скажите, пожалуйста, уложиться в те нормативы, которые устанавливает СанПин?
Можно сократить время домашней работы и делать его самостоятельно, быстро и правильно. Если научить младшего школьника этому сразу.
Вот несколько важных правил, которые помогут младшему школьнику делать домашние задания быстро.
1. Делать домашнее задание примерно в одно и то же время.
Составьте режим дня, впишите все кружки и секции, которые посещает младший школьник. А после этого выберите время, когда есть возможность делать домашнюю работу. Важно, чтобы это было время до 18 часов.
Если нет возможности 1-2 часа выделить сразу, то трудные задания делаем днем, а легкие оставляем на вечер. При этом помним, что все уроки важно завершить до 19 часов. Вечер для отдыха, чтения и игры.
Перед выполнением домашнего задания подготовить рабочее место и убрать все, что отвлекает школьника. Игрушки, печенье-конфеты, кошка или собака на время убираются из поля зрения ребенка. На столе сразу приготовить все, что понадобится: ручка, карандаши, линейка и стёрка, тетради, дневник, учебник и черновик. А еще стакан воды, чтобы подпитывать мозг во время работы. Воды, а не чая.
2. Алгоритм работы.
Заранее обговорить с ребенком что и как он делает. А еще лучше составить и записать алгоритм работы и действовать строго по нему. Это поможет мозгу быстро привыкнуть к определенному порядку действий, и домашняя работа будет проходить легче.
Алгоритм может выглядеть так.
- Прочитать задание в дневнике.
- Прочитать материал в учебнике.
- Прочитать задание к упражнению, посчитать количество заданий.
- Выполнить задания.
- Сделать проверку, посчитать, все ли задания сделаны.
- Сложить тетради и учебник в портфель.
3. Порядок выполнения.
Это важный момент в домашнем задании – определить какой предмет делаем сначала, а какой потом.
И здесь нет единой рекомендации для всех, потому что порядок выполнения домашних заданий зависит от особенностей младшего школьника.
Если ваш ребенок легко включается в работу, то лучше сначала делать более трудные предметы, например, русский язык или математику.
Если школьник долго раскачивается, медленно включается, то сначала делаем легкое задание, а потом переходим к остальным.
4. Перерывы.
«Урок идет 45 минут, вот и ты сиди и 45 минут работай» - часто говорят родители. И это большая ошибка.
Не может младший школьник даже в 4 классе делать домашние задания 45 минут подряд! И даже 30 не может. Внимание ребенка удерживается минут 10-15. А потом внимание уходит и все, что делается, делается долго, трудно и с ошибками.
Потому все задания разбиваем на небольшие этапы по 5 – 15 минут. И после каждого этапа делаем перерыв и смену вида деятельности. Можно сделать пару упражнений из нейрогимнастики. Это займет 1-3 минуты, но перезагрузит мозг ребенка и активирует его внимание. Упражнения для зарядки для мозга можно взять здесь.
Или предложить ребенку встать и подвигаться немного, выполнить упражнения с мячом. Любая смена деятельности переключит мозг и дальше работа будет идти легче.
5. Помогалочки.
Есть множество вариантов, как помочь школьнику с уроками: схемы, таблицы, помогалочки, майнд карты и т.д. Делайте их по тем материалам, которые проходит младший школьник и вешайте на видное место. Зрительные опоры будут помогать в решении задач.
6. Убрать черновики
Ох, сколько раз мама вырывала листы из моей тетради в 1 классе, и мне приходилось переписывать. Думаю, многим это знакомо.
И сейчас часто слышу, что младший школьник сначала сделает в черновике, потом мама проверит, и только после этого он переписывает в тетрадь.
Не работает! Сейчас это не работает. И часто каждая следующая работа сделана хуже. Потому не будем тратить время на черновики и уберем их совсем.
Нет, иногда они все же нужны. Когда нужно решить задачу и начертить схему задачи. Или решить сложные примеры, сделать разбор слова. Но это отдельные элементы заданий, а не вся домашняя работа. Учите младшего школьника делать задания сразу правильно в чистовик.
Ошибки будут. И это нормально. Так и должно быть. Ведь не ошибается тот, кто ничего не делает. И пусть младший школьник научится на своих ошибках в 1-4 классе, чем потом будет страдать из-за этого в старшей школе.
Вот простые рекомендации, которые помогут вашему школьнику делать уроки быстро, правильно и самостоятельно. А вам освободят время на личные дела. Другие полезные рекомендации для родителей младшего школьника смотрите на ТГ канале.
Что из этих пунктов вы уже делаете?
Посмотрите на рекомендации СанПин и напишите в комментариях укладывается ваш ребенок в это время или нет.