Найти тему
О кораблях и марках

Кораблекрушения острова Мэн

Оглавление

В октябре 2022 года почта острова Мэн, коронного владения Великобритании, выпустила симпатичную серию марок, посвященную довольно печальным событиям, а именно — кораблекрушениям. Для изображения на марках были выбраны 6 историй кораблей, закончивших свою жизнь у берегов острова.

Шесть затонувших кораблей, представленных в этом наборе, были выбраны морским историком Адрианом Коркиллом, который занимается исследованием кораблекрушений в морях вокруг острова Мэн более тридцати лет. За создание художественных образов отвечал родившийся на острове Мэн художник Пол Паркер, который тесно сотрудничал с Адрианом над созданием исторических изображений каждого крушения.

Набор почтовых марок «Кораблекрушения острова Мэн», 2022
Набор почтовых марок «Кораблекрушения острова Мэн», 2022

Рассмотрим же марки по порядку.

Patache Sancta Catalina — затонувшая испанская армада, 1588 г.

Sancta Catalina, 1588
Sancta Catalina, 1588

О том, как испанская армада оказалась в 1588 году у берегов нынешней Великобритании и чем закончилась та история я рассказывал в истории об ирландской марке Duquesa Santa Ana, поэтому повторяться не буду. Народная легенда гласит, что галеон испанской армады потерпел крушение на юге острова в районе Спэниш-Хед. Говорят, что коренные жители прихода Рашен приобрели определенные испанские черты после того, так как выжившие испанцы женились на местных женщинах, и даже сегодня термин «испанец» часто используется как разговорный термин для жителя острова Мэн из Рашена.

HMS Racehorse — Лангнесс, 14 декабря 1822 г.

HMS Racehorse, 1822
HMS Racehorse, 1822

Бриг HMS Racehorse (Скаковая лошадь) был построен компанией Hamilton & Breeds, Гастинг. Спущен на воду в марте в 1806 году. Водоизмещение 385 тонн, длина киля 77,4 фута. Вооружение: 16 х 32-фунтовых карронад и 2 х 6-фунтовые пушки. Экипаж 121 человек.

Бриг нёс службу в Южной Африке, где участвовал в захвате острова Иль-де-Франс (ныне Маврикий) и сопутствующих операциях, у берегов Великобритании во время французских войн 1811-1814 гг. и в Средиземном море.

Racehorse вернулся в Великобританию в 1822 г., командование принял капитана Уильям Саклинга. 14 декабря 1822 г. корабль отплыл из Холихеда на остров Мэн, чтобы забрать команду другого военного корабля HMS Vigilant, который затонул на Конистер-Рок. Ночью Racehorse потерпел крушение на рифе у острова Лэнгнесс близ острова Мэн. Лоцман, приняв огни Каслтауна за гавань Дугласа, привел судно прямиком на скалы Скеррейнса у Лангнесса на юге острова. Несколько членов экипажа смогли добраться до берега на шлюпках. В то же время пятеро бесстрашных местных жителей совершили четыре рейса туда и обратно, чтобы спасти других. Во время последней поездки, когда на борту находился капитан Саклинг, лодку перевернула сильная волна. Шесть человек экипажа утонули, как и трое отважных спасателей.

Эти смерти стали катализатором создания RNLI (Royal National Lifeboat Institution), после того, как житель острова Мэн сэр Уильям Хиллари подал прошение о создании национального учреждения по спасению жизней. RNLI — крупнейшая благотворительная организация, которая спасает жизни на море у берегов Соединенного Королевства, Ирландской Республики, Нормандских островов и острова Мэн, а также на некоторых внутренних водных путях.

Lily — пролив Калф, 27 декабря 1852 г.

Lily, 1852
Lily, 1852

Бриг Lily с экипажем из 13 человек направлялся из Ливерпуля в Амбразо на юго-западе Африки с грузом хлопка, ткани, рома, пушек, огнестрельного оружия и пороха, когда вечером 27 декабря 1852 г. ветер отнес унесли 160-тонный парусник в пролив между островом Мэн и Калф-Мэн и выбросил его на скалы у острова Киттерленд.

Пока команда отчаянно пыталась добраться до скал на лодках, огромные волны унесли капитана и двух матросов, повар и корабельный плотник были убиты одной из упавших мачт корабля. Оставшийся экипаж спасли из-под камней местные жители из Порт-Сент-Мэри.

Место крушения было помещено под охрану полиции, и на следующее утро ветер достаточно ослаб, чтобы позволить спасательной команде из 30 человек, состоящей из местных жителей попытаться спасти груз. Эту команду возглавлял г-н Энос Лэйс, бакалейщик и судовой брокер, и по совместительству субагент страховой компании Lloyds.

Плотники проделали дыру в средней палубе корабля, пытаясь найти и потушить источник дыма, но внезапный приток воздуха немедленно раздул пламя, в результате чего 40 тонн пороха в носовой части и грузовом отсеке взорвались. Предполагается, что причиной взрыва стала свеча, оставленная на ночь грабителями, которые проникли на борт судна без ведома полицейской охраны.

Взрыв был слышен на расстоянии более 5 миль, жуткая смесь частей тел, обрывков личных вещей и фрагментов корабля разлетелись на огромное расстояние. В результате этой катастрофы погибли 29 человек. В память об этом событии и погибших жителях на кладбище Кирк Крайст Черч была установлена мемориальная плита.

Памятник жертвам взрыва брига Lily на кладбище Кирк Крайст Черч, Порт-Эрин, Рашен, остров Мэн
Памятник жертвам взрыва брига Lily на кладбище Кирк Крайст Черч, Порт-Эрин, Рашен, остров Мэн

Барк Thorne – Порт-Джек, Онкан, 25 января 1890 г.

Thorne, 1890
Thorne, 1890

В крушении барка Thorne никто не погиб, пострадали, в основном, местные жители. Но обо всём по порядку.

Барк «Торн», водоизмещением 841 тонн, вышел из доков Ливерпуля 13 января 1890 года. Двенадцать дней спустя, 25 января, его плавание закончилось на скалах у острова Ончан-Хед. То немногое, что осталось от судна, можно и сейчас иногда увидеть во время отливов. В 1992 г. днище корпуса настолько выступало над водой, что по нему можно было ходить.

Все 16 членов экипажа и два пассажира, находившиеся на борту судна Thorne в ту штормовую ночь, были спасены экипажами двух спасательных шлюпок. Примерно в 2.30 капитан соседнего судна понял, что судно Thorne находится в опасном положении, и помчался в гавань, чтобы предупредить капитана порта. На воду была спущена спасательная шлюпка «Томас Роуз», а также шлюпка «Джон Тернер-Тернер», которые, борясь с усиливающимся штормом, добрались до судна. К тому времени, когда они добрались до побережья в районе Порт-Джека, на судно уже спустили спасательную шлюпку, и именно с нее началось спасение людей.

Затонувший барк Thorne
Затонувший барк Thorne

Ранним утром на берег вынесло груз из трюмов парусника — около 700 кг бочонков, бочек и бочек с виски и коньяком.
Это было невиданное зрелище: мужчины и женщины разбивали бочонки и как собаки лакали спиртные напитки. Газета The Sun описывает пьяных как «катающихся по скалам», многие получили травмы, упав на камни. Чтобы предотвратить дальнейший беспредел, бочки открывали и давали содержимому вытекать, но это приводило к тому, что люди буквально пили из водосточных труб!

Когда судно Thorne разломилось, было спасено еще около 300 бочек, и некоторое время грузы продолжали выбрасывать на берег, но в основном их успевала собрать таможня.

11 февраля 1890 г. началось расследование, которое продолжалось два дня. По результатам было вынесено следующее решение: «Все разумные меры предосторожности были приняты… (и) капитан ни в чем не виноват».

В течение нескольких недель после инцидента с помощью водолазов и паровых насосов было спасено небольшое количество груза. По данным газеты Manx Sun, в число этих грузов входили: «много тысяч ящиков виски и коньяка, несколько тысяч галлонов «Гиннесса», а также большое количество генерального груза, консервированного мяса, мебели, шелка, тканей, льна и т.д…». Были предприняты попытки вернуть «Торн» на плаву, но впоследствии они были прекращены, а корабль так и остался лежать на месте своего крушения.

Пароход Clan MacMaster — Калф-Саунд, 30 сентября 1923 г.

Clan MacMaster, 1923
Clan MacMaster, 1923

Пароход CLAN MAC MASTER 30 сентября 1923 г. во время густого тумана наткнулся на скалу Таусла в проливе Калф во время плавания из Глазго на Дальний Восток через Ливерпуль. Корабль перевозила генеральный груз, состоящий в основном из автомобилей, швейных машин, машин, угля и хлопка. Это самый большой корабль, потерпевший крушение на побережье острова Мэн. В 1923 году многие семьи юга острова Мэн стали гордыми обладателями новых швейных машинок Singer.

Траулер Cevic — Балюр, Рэмси, 26 июня 1927 г.

Cevic, 1927
Cevic, 1927

У небольшого рыболовного траулера Cevic история ничем не примечательна, но тоже оказалась увековечена на марках острова Мэн. Все произошло в июне 1927 г., когда судно укрылось в бухте Рэмси. Шкипер (Дик Коллинсон) и 3 офицера решили сойти на берег в бухте Рэмси, чтобы выпить, и не смогли вернуться на борт, когда усилился ветер. В 3 часа ночи второй инженер сел в маленькую лодку, пришвартованную у борта корабля, чтобы переправиться на берег и забрать припозднившихся выпивох. Экипаж решил предпринять меры по спасению своего товарища. Набрав ход, они пустились в погоню, но они подошли слишком близко к берегу и сели на мель к югу от Рэмси. Тем временем маленькую лодку и ее обитателя вынесло на берег. В конце концов, 6 человек экипажа были спасены, а Cevic выбросило на камни, и он превратился в полную развалину. Часть его проржавевшего корпуса можно увидеть во время отлива в районе Порт-Льюэйн на острове Мэн.

Пост был впервые опубликован в блоге "О кораблях и марках".