Найти тему

Записки вахтовика - 18. Тупой и сильный

Помбур должен быть тупой и сильный – такая была любимая присказка у заместителя начальника цеха по капитальному ремонту скважин (КРС) в одной организации, где мне пришлось работать.Логика простая. Сильный - так потому что работа физически тяжелая. А тупой - чтобы меньше ненужных вопросов задавал.

У меня в бригаде уволился человек, приезжает супервайзер и останавливает работы, неполный состав вахты. Звонят из цеха и говорят, что к тебе направляем помбура, работает третий месяц, имеет представление о работе, а работяга еще тот.

Приехал мужик под тридцать, здоровенный детина, но по лицу видно было сразу - не Эдисон. Хотя кого удивишь этим в капитальном ремонте скважин (КРС), там вообще Эдисоны не работают. Вообще вся нефтяная отрасль не тянет на Академию наук, но вот даже в ней КРС - это полный отстойник для тупиц, неудачников и шлемазлов типа меня, которым в обычной жизни мало что светило. Но Андрей даже на этом фоне сильно выделялся.

В первую же смену влетел бурильщик и сказал, что больше с этим д***м работать не будет. Я вышел разобраться, Андрей стоял и безмятежно улыбался. Он просто НИЧЕГО не знал и не понимал, что делает, хотя работал уже третий месяц. Бурильщик и другой помбур орали на него, матерились, но все ни в какую.

Он мог делать самую простую работу, например подтягивать трубы, кидать в нее проходной шаблон, смазывать резьбы и тому подобное. Но любой более серьезный, связанный с техникой труд, вводил его в состояние ступора. А ведь КРС непрерывно связан в работой техники, это не лопатой землю кидать, квалификация нужна. Но он просто не понимал, что делать. Если поставить за ключ, то дело могло закончиться тем, что ему оторвет руку. Элеватором прищемил бы палец. Ротором вообще намотало бы на цепь.

Как он получил школьный аттестат - для меня загадка до сих пор. Его явно было надо направить на психолого-медико-педагогическую комиссию и обучать по 7 виду. Но как бывший учитель я понимаю, насколько тяжело это сделать в реальности, по крайней мере раньше. Так что недоработка учителей явно налицо.

Андрушка (такая за ним закрепилась кличка), реально оказался работягой. Правда его хватало на самый примитивный труд. Если дать задание делать шерф вокруг скважины, то надо следить, чтобы он не окопал ее до самого забоя. Если ему дать задание отмыть перила, можно быть уверенным, что они будут блестеть. Покрасить емкость – не проблема. Зачистку провести доливной емкости – он будет в ней сидеть, чистить клямсой, парить, доведет до состояния, что из нее пить можно.

Но как дело доходило до работы с техникой - его надо было пинками отгонять, чтобы он не покалечил себя или не устроил аварию. Ставили его за ключ - он аж пыхтел от старания, краснел, покрывался потом - но не выходило ничего толком.

-2

Приходилось ставить обратно его на трубы. Он обижался и чуть не плакал, но делать было нечего, хотя чисто по человечески было его жалко.

Но в целом он был беззлобный, безобидный и безотказный. Хороший человек, жаль только, что Господь Бог умом обделил.

Относились к нему в бригаде как к неизбежному злу, как к чемодану без ручки. Замены не предвиделось, уже тогда был дефицит кадров. Да и не факт, что придет лучше. Мог придти лодырь и алкаш, проблем было бы еще больше. Но бурильщик всегда ругался на него и я думал, как бы его сбагрить даже не из бригады, а вообще из КРС для его же блага. Не хотелось, чтобы с ним произошел несчастный случай, а все шло именно к этому.

На очередной скважине мы глушились через ввод в АГЗУ. Не буду забивать вам голову подробностями, короче при наличии циркуляции в трубе возникает давление порядка 25-30 атмосфер, создается противодавление и жидкость из скважины уходит в коллектор.

Глушить надо скважину до выхода чистого раствора. Чтобы проверять, что идет на выходе ставят пробоотоборник

Пробоотборник
Пробоотборник

Идет глушение, говорю Андрушке: "Иди отбери пробу, надо проверить, что на выходе". Он берет бутылку и уходит. Через некоторое время приходит, берет ключ и уходит. До меня не сразу дошло, что пробоотборник просто забился и жидкость не идет. Надо просто прочистить отверстие иголкой, тонкой проволокой. Но он ее не нашел и решил решить проблему радикально - просто открутить краник.

А там 25-30 атмосфер, 25-30килограмм на сантиметр квадратный!!! Открутит, вылетит ему кран прямо в лоб - и поминай как звали. Я побежал и отобрал у него ключ, когда он уже начал откручивать кран. "Идиот, - кричу, - убьет на***й, ты что творишь". Боюсь, что он этого даже не понял.

Я пошел в вагончик, позвонил начальнику смены и поставил перед выбором - или я, или он. Я не хочу сидеть за него,или он уходит, или я уволюсь. Но лучше увольте его, ну приспособлен он к КРС, оне погубит себя, а может и его кого другого. На следующую вахту его забрали в другую бригаду.

Спустя лет пять я был проездом с рабоче-крестьянском городе Сорочинск, названным городом только по недоразумению. Зашел на рынок и буквально попал в объятия здоровенного мужика. Это был порядком разжиревший Андрушка. Рядом стояла упитанная и коротконогая беременная жена с таким же умильно-глупым выражением лица и держала за руку девочку лет трех, их дочь.

Андрей начинает орать буквально на весь рынок: "Танюха (жена), это А***, мой любимый мастер, мы с ним полгода работали (с нескрываемой гордостью)". Она продолжает улыбаться и дочка тоже.

Вышли с рынка и разговорились. Все произошло точно так, как я и предполагал. В другой бригаде не стали с ним церемониться, а просто сожрали и он ушел. Приехал обратно в село и нашел работу и по душе, и по уму - скотником, а летом пастухом. Он перечислял свое хозяйство: две коровы, телка и бычок, двадцать овечек, куры, гуси, утки. Вот приехали в город купить вторую морозилку, места не хватает. При это у него на лице была непередаваемая гамма эмоций, смесь блаженства, удовлетворения и довольства.

И вообще поехали ко мне, уточку зарублю, Танюха борщик сварит, она умелица в кулинарии, посидим, выпьем, вспомним работу. Я отказался, но искренне обнялся с ним перед прощанием, я прощался со счастливым человеком. Ведь это главное счастье - нейти себя в этой жизни.

Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это – доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем.
Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости.