Искусство резьбы по кости в Китае насчитывает 4000 лет. В 1388 году ученый Цао Чжао опубликовал работу «Гегу яолун» об изящных ремеслах, в которой есть описание своеобразного предмета – «шара дьявольской работы» (鬼工球). Китайский шар-головоломка или «шар дьявольской работы» – это вершина косторезного искусства китайских мастеров прошлого, и в то же время это интригующий предмет, известный своей красотой и воплощением изысканного мастерства. И дьявольским его называют не потому, что он как-то связан с оккультизмом, просто трудно представить, что такой артефакт может быть создан человеком из плоти и крови.
Шар из слоновой кости, содержащий семь шаров, XIX век, из коллекции музея Метрополитен.
Загадка шара заключается в том, что он состоит из целого набора цельных резных концентрических сфер, вложенных друг в друга таким образом, что это кажется невозможным. Традиционно шары изготавливались из слоновой кости, но встречаются и шары из дерева или камня. Устройство и способ изготовления шаров всегда будоражили людское любопытство. Современные исследователи используют для изучения шаров рентген и компьютерную томографию.
Этот шар из слоновой кости XVIII века из коллекции музея Rijksmuseum (Амстердам) содержит восемь сфер меньшего размера.
Рентгеновский снимок шара, Rijksmuseum, Амстердам.
Реконструкция внутренних сфер шара с помощью компьютерной томографии.
Шар-головоломка из слоновой кости, диаметр 16 см, 1800 — 1825 гг., из коллекции музея Rijksmuseum, Амстердам.
Шар-головоломка из слоновой кости, диаметр 5 см, 1890 — 1910 гг.
Технология изготовления «шаров дьявольской работы» требовала неимоверного терпения. Впервые она была описана в публикации 1876 года шотландским фотографом Джоном Томпсоном, который много путешествовал по Китаю. В крупных шарах насчитывают более 20 вложенных сфер. А в коллекции Геттисбергского колледжа есть шары из тридцати слоев. Изготовление одного такого шара могло занимать больше года. Для начала из слоновой кости вытачивали простой круглый шар, в котором сверлили отверстия конической формы, которые сходятся точно в центре. Сквозь эти отверстия резчик получал доступ внутрь шара. Внутренние сферы разделяли с помощью L-образных инструментов, работая от центра к периферии. Затем резчик сакреплял шар на деревянной оси, чтобы зафиксировать работу, и создавал кружевной узор на вложенных сферах. Иногда по завершении работы два внешних слоя склеивали, чтобы придать изделию достаточную прочность.
Шар-головоломка диаметром 5 см из коллекции Геттисбергского колледжа. Внешний слой украшен резным орнаментом с изображением драконов. Сквозь ажур внешнего слоя видна вторая сфера, сплошная, полированная, без резьбы.
Шар-головоломка из слоновой кости из коллекции Felsenmuseum Bernstein, Австрия.
Шар-головоломка из коллекции Overseas Museum, Бремен.
Внешнюю оболочку шара-головоломки китайские умельцы украшали богатым резным растительным орнаментом, в котором часто встречается изображение дракона, символ, считающийся благоприятным.
Шар-головоломка, украшенный с внешней стороны орнаментом с изображением драконов среди облаков, диаметр 8,5 см, 13 вложенных сфер, XIX век.
Шар-головоломка из слоновой кости диаметром 17 см, XIX век.
Шар-головоломка, украшенный с внешней стороны орнаментом с изображением драконов среди облаков, диаметр 10 см, 14 вложенных сфер, XIX век.
Шар-головоломка из слоновой кости на подставке, диаметр шара 14 см, высота с подставкой 72,4 см, около 1900 г.
В основании подставки вырезана фигура человека, пьющего чай под деревом в окружении девушек с цветами, а в центральной части вмонтирован маленький шарик-головоломка.
Шары, созданные в XIX веке, зачастую снабжали специально изготовленными подставками, как правило, вырезанными из слоновой кости. Искусно выполненная резьба таких подставок не менее интересна и заслуживает внимательного рассмотрения.
Большой шар-головоломка из слоновой кости на подставке, высота 32,5 см.
Резная подставка из слоновой кости представляет собой многофигурную композицию в виде горы, покрытой деревьями, с павильонами, путешественниками и учеными.
Шар-головоломка из слоновой кости на подставке, высота с подставкой 13 см, диаметр шара 5 см, начало ХХ века.
Шар-головоломка из слоновой кости с изображением драконов, поддерживаемый фигурками вздыбленных лошадей, высота с подставкой 28 см, ХХ век.
Шар-головоломка из слоновой кости, подвешенный на искусно вырезанной подставке высотой 52 см, ХХ век.
Мастерство китайских косторезов очаровало европейцев, немецкие резчики стали создавать свои собственные шары-головоломки. Создателем первого такого шара считают миланского резчика по слоновой кости Джованни Амброджо Маджоре, этот шар, датируемый 1582 годом, хранится в Museo degli Argenti во Флоренции. В Дрездене придворный резчик Эгидиус Лобенигк реализовал это изобретение почти в то же время, а спустя годы Георг Фридель воплотил его в еще более изысканных вариациях.
Гладкие резные шары из слоновой кости, изготовленные Лоренцем Зиком из Нюрнберга, не имеют богатого декора, характерного для работ китайских мастеров. Европейцы не имели навыков, инструментов и опыта, который стоял за плечами их китайских коллег. «Contrefait Kugeln», как их называли в Германии, обычно вытачивали из слоновой кости в виде сферы или правильного многогранника, так называемого платоновского тела. Это были предметы для кунсткамер, комнат чудес и диковинок, традиция которых уходила корнями в культуру европейских дворов эпохи Возрождения.
«Contrefait Kugeln», Лоренц Зик, (1650 г.), музей Боде, фото Дадерота.
«Contrefait Kugel» на высокой подставке, высота 39,5 см, диаметр шара 9,8 см, Георг Фридель, 1611-1619 гг., музей Зеленые своды, Дрезден.
Резная колонна из слоновой кости, увенчанная ажурным шаром и многогранником, с часами и механизмом музыкального автомата, высота 117 см, резчик Эгидиус Лобенигк, часовщик Ганс Шлоттхайм, 1589 г, музей Зеленые своды, Дрезден.
Придворный резчик Эгидиус Лобенигк, работавший в Дрездене, создал колонну из слоновой кости в 1589 году на специально сконструированном токарном станке. Часовщик Ганс Шлоттхайм из Аугсбурга, в то время работавший в Дрездене, вмонтировал деревянную подставку сложный механизм с органом, мелодия которого звучит каждый час. Механизм в нижней части колонны приводил в движение точеный шар и многогранник, венчающий колонну из слоновой кости. Римские цифры вокруг верхней точки сферы играют роль «циферблата» этих уникальных часов. Верхний ряд празднично одетых дам и господ оживал. Они поднимали руки и покачивали головами, пока слуги двигались вокруг них на вращающемся диске. Трубачи поднимали свои инструменты, литаврист ударял по барабанам металлическими молоточками.
Ажурный многогранник, слоновая кость, высота 9 см, диаметр шара 4 см, Эгидиус Лобенигк, (1584 г.), музей Зеленые своды, Дрезден.
Для многих европейцев прошлого слоновая кость ассоциировалась со знаниями или «научным вкусом». Изделия из слоновой кости коллекционировали и хранили в кунсткамерах. Искусству резьбы по кости обучались даже коронованные особы. В 1605 году Максимилиан, герцог Баварский, подчеркнул гордость, которую испытывает человек, создающий предмет искусства, выгравировав на изготовленном им сосуде из слоновой кости: «Ebur Ars Nobilitat, Artem Auctor Maximilianus Dux Bavaria» (Искусство резьбы по слоновой кости облагораживает, создатель сего Максимилиан, герцог Баварии).