«Искусство обретать оптимальное боевое (и речевое – В.Б.) состояние» - состоит из трёх компонентов:
физического, мыслительного, эмоционального
Первый компонент ОБС (а также ОРС) который мы рассмотрим – физический.
А.В. Алексеев: «Будем говорить о сложном просто, с позиций решения практических задач в спорте. Поэтому ради удобства понимания начнем рассматривать организм, как машину, состоящую из двух основных тесно взаимосвязанных частей.
Первая часть – головной мозг. Его основная функция – осмысливать и планировать спортивную деятельность. Вторая часть – все остальные органы тела: мышцы, суставы, сердце, сосуды, легкие, эндокринные железы, желудок, кишечник, почки, печень и т. д. Их функция – физически выполнять то, что было запрограммированно в психическом аппарате, в головном мозгу.
Итак, на пути достижения ОБС головной мозг – это программирующая часть, а все остальное тело – исполняющая, и эти обе части прочно соединены в единое целое, ими которому – организм.
В любой системе, в любом механизме, как бы ни были они просты или сложны, от состояния исполняющей части зависит очень многое. А подчас и все. Если, например, в автомобиле прекрасно работает мотор, но кузов готов развалиться и еле держатся колеса, то на такой машине далеко не уедешь. То же самое и у спортсменов. Прыгун может «заложить» в своем сознании, например, такую программу: преодолеть высоту 2 метра 30 сантиметров. Но если его ноги не обладают соответствующей силой, а техника прыжка грешит изъянами, то, естественно, ничего, кроме конфуза, у него не получится. По этой же причине, если у бегуна на средние и длинные дистанции недостаточно выносливое сердце, у гребца – небольшой объем дыхания, у стрелка – плохая устойчивость руки и т. д., то перед такими спортсменами ставить задачу достижения ОБС просто преждевременно. Ибо исполняющая часть их организма еще не готова к реализации мысленной программы, хотя ее как идеал, как мечту, вполне можно сформировать в сознании, в головном мозгу.
Другими словами, у таких спортсменов еще не готов к успешной деятельности физический компонент их оптимального физического состояния и задачу вхождения в ОБС решать пока преждевременно».
ОБС – это психический тренинг, позволяющий спортсмену к моменту соревнований прийти в своей самой лучшей психо-физической форме.
Но, не будем забывать, что А.В. Алексеев работал со спортсменами высшей квалификации – мастерами спорта международного класса. И эти люди отдавали спорту значительную часть своего времени. Так прыгуны в воду (не считая разминки и обще-физической подготовки) за тренировку делали по 60 прыжков и т.д.
И освоением Оптимального Боевого Состояния целесообразно было заниматься только с физически очень хорошо подготовленными спортсменами.
Как уже говорилось выше – у многих заикающихся со временем деформируется голос, речевое дыхание, артикуляционный аппарат становится «зажатым»,малоподвижным.
И первой задачей является нормализация «исполняющей части» -
1) восстановление оптимального голосообразования
2) восстановление оптимального речевого дыхания,
3) восстановление лёгкости и подвижности мышц артикуляционного аппарата.
Начнём разбираться в речевых вопросах с голосообразования и дыхания, так как артикуляцией (и другими вопросами) лучше заниматься тогда, когда человек уже хорошо понял - что такое "поставленный" ( "мембранный") голос, что такое "подхват воздуха"...
голосообразование
« -- Люди не умеют пользоваться данным им природой физическим аппаратом. Мало того: они не умеют даже содержать его в порядке, не умеют развивать его… Не удивительно поэтому, что предназначенная для него природой работа выполняется неудовлетворительно.»
(К.С. Станиславский).
Наверное все слышали, что, когда молодые люди становятся студентами театрального училища, то первое – чем они начинают заниматься – постановка голоса.
Голос для актёра – это рабочий инструмент. Голос должен быть сильным, «полётным» ( иначе актёра не услышит зритель в последнем ряду); красивым, выразительным ( иначе актёр не сможет передать тончайшие душевные переживания своего персонажа); выносливым ( иначе голос у актёра может захрипеть уже к середине спектакля).
Так что же такое - постановка голоса?
Чем «поставленный» голос отличается от обычного?
Можно ли самому «поставить» голос?
С этими вопросами я решил «обратиться» к К.С. Станиславскому – несомненному авторитету в области театрального искусства, а также - к книгам педагогов по вокалу и по технике речи.
P.S. Подписывайтесь на мой канал. Ставьте лайки.