16 августа 2023 в возрасте 89 лет ее не стало.
Многие считали ее наследницей Каллас: она могла звучать как маленькая девочка и как разъяренная львица, как пророчица и сирена.
ТЕАТРАЛЬНЫЙ РЕЖИССЕР.
Певицы часто становятся режиссёрами?-Почти никогда!
Скотто оставила сцену в 2002 году и со страстью занялась оперной режиссурой, поставив более десятка опер на лучших сценах мира.
1.Опера для меня – прежде всего спектакль. Театральное зрелище. А это значит, что в оперном спектакле доминирует театрально-драматическая сторона. Но ни в коем случае нельзя допустить, чтобы визуальный ряд шел вразрез с музыкой.
Музыка по-своему событийна, и режиссеру необходимо оставаться верным музыке, ее эмоциональному содержанию, помнить о классическом наследии и сложившихся сценических традициях.( из интервью)
Но сегодня мы поговорим о ней, как о певице и как о педагоге.
ПЕВИЦА И ПЕДАГОГ.
Как певица, она феноменально умела пользоваться своим беспримерно красивым сопрано, обладая уникальной вокальной техникой, где даже вдох был частью музыки. Да и каждое слово неизменно было наполнено точным смыслом и очень личными чувствами.
Как педагог, она много лет давала уроки вокала, работала с начинающими и с уже состоявшимися певцами.
2.Когда ее спросили: деятельность педагога доставляет вам большее удовольствие, чем некогда собственная артистическая карьера?
Она ответила:" Наслаждаюсь каждой секундой своего пребывания на Земле. И проживаю параллельно сразу две жизни. Первая – матери, жены, бабушки. Вторая – артистки."
В разные моменты моей жизни чем-то приходилось жертвовать. Как, наверное, многим людям моей профессии.
Со временем я разработала собственную модель жизни: получать удовольствие от того, что делаешь, и не делать того, что раздражает, мешает, не нравится.
Сейчас я преподаю, вожусь с внуками. И по-прежнему наслаждаюсь жизнью.
(из интервью)
КАРЬЕРА.
А все ли было так блестяще?
Говорят, что у нее была блестящая карьера, но вот что я прочла в одном интервью:
3.У меня бывали случаи, о которых я вспоминаю, как о кошмаре. Один раз в конце третьего акта я внезапно потеряла голос. Я продолжала оставаться на сцене до финала спектакля, стараясь декламировать партию, как драматическая актриса. Публика всё поняла и по окончании оперы приветствовала меня бурными аплодисментами. Я же просто позеленела от стыда и злости.
Ещё раз я полностью потеряла голос во время дуэта во втором акте «Сицилийской вечерни» Верди. Не могла произнести ни малейшего звука даже для того, чтобы извиниться перед публикой. Мне казалось, я вот-вот умру. Я постояла мгновение, а потом бросилась бегом со сцены, оставив в изумлении тенора и дирижёра. Закрыли занавес и прекратили спектакль.
(из интервью)
КТО БЫЛ ЕЕ НАСТОЯЩИМ ПЕДАГОГОМ ПО ВОКАЛУ.
4.Мой муж стал моим настоящим и единственным учителем пения.
Он ушёл из оркестра, чтобы целиком заняться мною. Я заметила, что для оперной певицы чрезвычайно важно работать с концертмейстером-скрипачом.
Скрипка – инструмент самый близкий по звучанию к человеческому голосу. Скрипачи обладают тончайшим слухом, их ухо способно уловить самые ничтожные шероховатости.
И, если я приобрела известность своей гибкой интонацией, то этим обязана своему мужу. (из интервью)
ВОКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА.
После ухода со сцены Скотто много внимания уделяет вокальной педагогике.
Она не только дает мастер-классы во многих городах мира (на постоянной основе Скотто является вокальным консультантом в «Ла Скала» и «Метрополитен»), как делает большинство мировых знаменитостей, но занимается и черновой работой – имеет постоянных учеников, с которыми работает не только над образом и интерпретацией, но занимается и вокальной технологией.
Среди самых знаменитых, кто занимался со Скотто на долгосрочной основе, – Любовь Казарновская и Анна Нетребко.
В Россию после 1997 года Скотто приезжала не раз – с мастер-классами и как член жюри международного конкурса Елены Образцовой, с которой они – большие подруги после совместных спектаклей «Адриенны Лекуврёр» в Сан-Франциско в конце 1970-х.
из интервью:
5.В моей академии в Риме училась некоторое время великолепная Анна Нетребко. Она записывала в то время свой первый альбом, он был посвящен итальянской музыке. И Анна обратилась ко мне за консультациями. Мы прекрасно вместе поработали. Из сопрано Нетребко сейчас, безусловно, одна из лучших в мире.
Очень люблю вашу Ольгу Бородину - блестящее меццо-сопрано!
У вас много талантливых исполнителей. Но чтобы я посоветовала им - петь потише. В буквальном смысле. Они поют очень громко, овладели этим в совершенстве.
Задача же оперного артиста уметь петь и тихо.
БЕЛЬКАНТО.
Вот что говорила Скотто своим ученикам:
6."О, бельканто!
Звук на воздушной основе поднимается вверх, тело при этом абсолютно расслабленно и голос свободно парит над сценой…
Иногда певцам требуется много времени, чтобы адаптироваться к этой технике. Она – основа для пения. Большинство молодых певцов начинают, к сожалению, с того, что не понимают, на что способен их голос."
Цитата из интервью 7."Поговорим о bel canto. Вы знаете, что «bel canto» переводится как «прекрасное пение», и я учу с технической точки зрения самому главному.
Во-первых, я учу их фразировке – это очень важно.
Я учу их легато, я учу их звуку, который поддерживается дыханием, который имеет под собой опору дыхательную.
Фразировка – тоже очень важно. Это постепенное развитие звука от piano до forte и назад. И всё это нужно сделать. Я-то это понимаю, и сказать это – не долго, времени на то, что бы мне это выразить, требуется не много. Но им, для того, чтобы это понять, требуется времени много. И естественно, в своих мастер-классах я демонстрирую как это нужно сделать.
Но также я хочу увидеть, как певцы, демонстрируя мне это в ответ, понимают задачи, которые я ставлю перед ними, или не понимают."
8.Существует фразировка и она должны быть очень гибкая.
И интонация, с которой мы произносим слова «я люблю тебя» и «я ненавижу тебя» - это абсолютно разные интонации и разный по качеству звук.
На сцене задача певца – соблазнять. Это соблазнение на сцене артистом своей публики – это самая наша главная задача.
Нужно быть очень тонким, разнообразным, специфическим в выражении различных эмоций.
О РУССКОЙ ВОКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Она постоянно входила в состав жюри российских вокальных конкурсов. Вот ее мнение из интервью о состоянии вокальной школы в России сегодня.
9.Прогресс российских певцов налицо. Двадцать лет назад картина была такой: богатые и абсолютно «необработанные» голоса.
Проблемы с дыханием, внутренняя зажатость и никакого чувства стиля. Но главная черта — это стремительный переход на крик. По правде говоря, мне до сих пор приходится объяснять исполнителям из России, что форте — это не крик. И что хорошее форте недостижимо без владения истинно мягким пиано.
Должна сказать, что в российских певцах появился лоск, стиль. Культура пения, дыхание сейчас оставляют очень хорошее впечатление. Но русские по-прежнему пытаются всех перекричать. И делают это все с той же внутренней зажатостью.
КАК ОНА РАБОТАЛА С ПЕВЦАМИ.
10."Мой метод довольно незамысловат.
В работе над оперой отталкиваюсь в первую очередь от музыки и прошу того же от артистов.
Нужно просто передать эмоции, заложенные композитором.
Мне непонятны авангардные и эпатажные постановки, где режиссеры требуют от артистов петь в невообразимых позах.
Не вижу смысла и в том, чтобы нагружать оперу дополнительными социальными смыслами — как говорится, сделать постановку «более актуальной». Такие идеи — от недостатка музыкальности."
11.Техника очень важна. Но также очень важен талант.
И все-таки я считаю, что хороший голос – на последнем месте.
А на первом месте такие вещи, как твоя музыкальная персоналия, общие музыкальные данные.
И я знаю, что обучение голосу – это процесс, суть которого заключается в том, что ты должен очень бережно подходить к своему объекту обучения. Это очень важно. Ты должен его холить и лелеять. И я считаю, что обязательно нужно использовать индивидуальный подход, подходить к каждому из тех, кого вы обучаете, персонально, индивидуально.
Я должна об этом думать, я должна быть психологом для каждого из своих учеников. Это мой способ обучения.
МОЖЕТЕ ПОСЛУШАТЬ:XIV Конкурс им. Чайковского: интервью Ренаты Скотто в музыке группы ВК