Найти тему

О людях старой веры

В нашей статье «Старообрядцы села Василево» мы рассказали вам о том, как жили представители этого христианского течения в селе (ныне г.Чкаловск), которое затем стало центральным в нашем крае. Но старообрядцы жили не только там. В других селах и деревнях Василевского края селились целые кланы старообрядцев. В народе их называли еще староверами – людьми старой веры. Между названиями «старообрядцы» и «староверы» есть расхождения, но со временем они стерлись, и современная жизнь их уравняла.

Остапово. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Остапово. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Очень много старообрядцев жило в деревнях Морозово, Якунино, Подожгино, Веселово, Ульянково, Хохары, которые находились в лесах, в стороне от основных дорог. В одной из таких лесных деревень под названиемГрибаны существовал старообрядческий храм. По воспоминаниям старожилов это был большой красивый деревянный дом с резным крылечком и небольшой колоколенкой. Стоял храм во дворе местного жителя Василия Стрижова. На службу приходили единоверцы со всех близлежащих деревень. Церковный хор славился на всю округу, особенно хорошо пели сестры Савины – Зинаида, Харитина и Прасковья.

Старообрядцы за свою веру держались крепко, были строгих правил, крестились двумя перстами, хранили заповеди старших. Но что они могли сделать против советской власти? В 30-х годах прошлого века коммунисты сломали храм, увезли колокола на переплавку, а часть икон покололи.

Краевед А.В.Беляев в своей книге «Моя малая родина» пишет:

«Моя бабушка Ульяна Васильевна возила климотинского священника справлять требы в Грибаны на конях (у нас три коня было), запрятав того в рогожу, да сеном заложив».
Назоева Фелицата Дорофеевна староверка из д. Грибаны фото из семейнрго архива Бостиной И. А.
Назоева Фелицата Дорофеевна староверка из д. Грибаны фото из семейнрго архива Бостиной И. А.

Староверческие семьи всегда жили обособленно. Были трудолюбивы. Слово родителя было законом. Всегда, даже в советское время, были единоличниками. Воспоминания Молевой (Малашиной) Антониды Алексеевны из деревни Подожгино:

«Семья наша из старообрядцев, была не бедная, была лошадь, корова. Бабушка с дедушкой в колхоз не вошли, были единоличниками, им нарезали 15 соток земли. Отец умер в 1938 году, осталось 5 детей, все работали день и ночь, бригадир Буслаев Иван заставлял работать. Когда организовали колхоз, у нас забрали корову, зерно вместе с амбаром. С 6 лет лён щипала, полола, голодные, холодные были, потом пошла в школу. В г. Чкаловск в частном доме на ул.Пушкина был дом молитвы, потом стали молиться в доме на ул. Байдукова. У нас все молитвы одинаковые, как и у обычных православных, но порядки очень строгие, как в семье, так и в храме».

Старообрядческие церкви были и в д. Остапово, Климотино, в селе Пурех. К сожалению, ни одна из них не сохранилась до наших времен.