В нашей статье «Старообрядцы села Василево» мы рассказали вам о том, как жили представители этого христианского течения в селе (ныне г.Чкаловск), которое затем стало центральным в нашем крае. Но старообрядцы жили не только там. В других селах и деревнях Василевского края селились целые кланы старообрядцев. В народе их называли еще староверами – людьми старой веры. Между названиями «старообрядцы» и «староверы» есть расхождения, но со временем они стерлись, и современная жизнь их уравняла.
Очень много старообрядцев жило в деревнях Морозово, Якунино, Подожгино, Веселово, Ульянково, Хохары, которые находились в лесах, в стороне от основных дорог. В одной из таких лесных деревень под названиемГрибаны существовал старообрядческий храм. По воспоминаниям старожилов это был большой красивый деревянный дом с резным крылечком и небольшой колоколенкой. Стоял храм во дворе местного жителя Василия Стрижова. На службу приходили единоверцы со всех близлежащих деревень. Церковный хор славился на всю округу, особенно хорошо пели сестры Савины – Зинаида, Харитина и Прасковья.
Старообрядцы за свою веру держались крепко, были строгих правил, крестились двумя перстами, хранили заповеди старших. Но что они могли сделать против советской власти? В 30-х годах прошлого века коммунисты сломали храм, увезли колокола на переплавку, а часть икон покололи.
Краевед А.В.Беляев в своей книге «Моя малая родина» пишет:
«Моя бабушка Ульяна Васильевна возила климотинского священника справлять требы в Грибаны на конях (у нас три коня было), запрятав того в рогожу, да сеном заложив».
Староверческие семьи всегда жили обособленно. Были трудолюбивы. Слово родителя было законом. Всегда, даже в советское время, были единоличниками. Воспоминания Молевой (Малашиной) Антониды Алексеевны из деревни Подожгино:
«Семья наша из старообрядцев, была не бедная, была лошадь, корова. Бабушка с дедушкой в колхоз не вошли, были единоличниками, им нарезали 15 соток земли. Отец умер в 1938 году, осталось 5 детей, все работали день и ночь, бригадир Буслаев Иван заставлял работать. Когда организовали колхоз, у нас забрали корову, зерно вместе с амбаром. С 6 лет лён щипала, полола, голодные, холодные были, потом пошла в школу. В г. Чкаловск в частном доме на ул.Пушкина был дом молитвы, потом стали молиться в доме на ул. Байдукова. У нас все молитвы одинаковые, как и у обычных православных, но порядки очень строгие, как в семье, так и в храме».
Старообрядческие церкви были и в д. Остапово, Климотино, в селе Пурех. К сожалению, ни одна из них не сохранилась до наших времен.