Найти тему

Архитектор Врангель М. А. и его предложения по застройке Севастополя

В 1922 году пост главного архитектора г. Севастополя занял Михаил Александрович Врангель, в память о котором севастопольцам остался комплекс квартальной застройки - так называемый Жилкомбинат #1. (Кстати или не очень, на улице Л. Толстого был жилкомбинат №2, но упоминаний о нем - мизерное количество).

Врангель М. А. Музей обороны Севастополя
Врангель М. А. Музей обороны Севастополя

В 1940 г. Врангель был репрессирован. Впоследствии с него сняли обвинения в силу отсутствия состава преступления, но в город, где работал полтора десятка лет, он уже не возвращался. Тем не менее, пребывая на спецпоселении в Горьковской области, написал в Совет Министров СССР письмо, в котором просил проектировщиков и строителей города обратить внимание на следующие моменты:

• не уплотнять застройку центра;

• соблюдать этажность не выше 3-х уровней, а на Суворова – не более 2 уровней;

• развивать город в направлении Куликова поля – направление совпадает со сложившейся инфраструктурой – аэродром и водопровод;

• выстроить ж/д тоннель до Артиллерийской бухты;

• увеличить причальную линию мола в Артбухте для предотвращения разрушительного действия волн при западном ветре;

• построить подземный ж/д вокзал в районе, где прежде стояли здания Белостокских казарм, а теперь подножие Бульварной горки на пересечении улиц Музыки и Степаненко. Оснастить ж/д платформы механизированными подъемниками;

• расширить и продлить ул. К. Маркса (Б. Морскую) до Артбухты;

• не застраивать квартал между улицами К. Маркса и Фрунзе (пр. Нахимова) для образования приморской площади для променадов;

• соединить улицы Ленина и К. Маркса тоннелем, который будет брать свое начало от д. 48 на Ленина и выходить у д. 17 на Маркса;

• не застраивать Лабораторную и Делагардову балки, оставив их для дальнейшего развития ж/д сообщения;

• построить автотрассу с Инкерманом, куда вынести бойни и склады;

• построить вторую магистраль на Корабельной стороне помимо той, которая проходила по дну Лабораторной балки;

• реконструировать канализационную сеть, построенную в 1912 г.;

• благоустроить ул. Одесскую с ее канавой;

• восстановить памятники Первой обороны Севастополя и построить новые, посвященные Второй обороне.

Особенно М. А. Врангель отмечал необходимость в поиске и пользовании материалами и трудами той довоенной бригады архитекторов, которая работала во главе с ним до 1937 г. Эти труды представляли собой ценность, поскольку учитывали историческое развитие города, особенности климата (записи доктора Иванова в течение 40-50 лет!!!), сейсмику района, так как архитектор лично участвовал в устранении последствий землетрясения 1927 г. и знал проблемные места города, поведение различных строительных материалов и растворов.

Кроме того, Врангель указывал на то, что инкерманскому камню для выкладки стен стоит предпочесть ракушечник из Евпатории или местные (крымбальские???) известняки, которые более устойчивы к впитыванию влаги.

Кратенько из статьи служительницы Севастопольского архива М. Г. Соловьевой "Севастополь я знаю, люблю и отдал ему все свое лучшее время - труд".

Врангель М. А. на субботнике. Музей обороны Севастополя
Врангель М. А. на субботнике. Музей обороны Севастополя