Для тех, кто готовится к ЕГЭ по обществознанию или просто разбирается с понятием личности в рамках школьного курса обществознания. Сказка-Подсказка для понимания того, какие именно качества приписываются личности.
«Каждый человек является личностью», - вспомнил слова учителя Гвидон и с сомнением посмотрел на своего младшего брата, которому недавно исполнилось пять лет. «Да уж, та ещё личность – сидит облизывает пальцы, наверняка, конфету съел, хотя мама ему запретила, теперь вот уничтожает следы преступления. С утра скандал устроил – не хотел идти в садик, а вечером, наоборот, отказывался возвращаться домой, у него в садике друзья, видите ли. Крайне ветреная особа, получается. Или крайне ветреная личность? Как правильно?»
«Ладно», - махнул рукой Гвидон. Он не привык оставлять вопросы не разрешёнными и полез за ответом в учебник по Обществознанию. «Личность, личность, личность», – приговаривал Гвидон, листая страницы учебника.
«Вот, нашёл, личность – это совокупность социально значимых качеств человека. Чего-чего, простите? Каких таких социально значимых, это о чём вообще? Ладно, в конспекте, вроде записывали. Так, личность, осознаёт последствия своих действий. Ну не зря братец пальцы облизывает, знает, что мама ругаться будет. Что приуныл, малой? Иди признавайся маме, она ведь о здоровье твоём переживает. Смотри-ка, пошёл. Готов взять ответственность за свои поступки, прям как в конспекте написано. Третье у нас что? – самостоятельность в поступках. Из-за чего он там утром скандалил-то? Хотел сам выбрать, в чём идти. И ведь, кстати, пошёл! Хотя мама хотела его в другом отправить, небольшая, конечно, самостоятельность, но всё же. Личность умеет контролировать своё поведение и проявлять силу воли. Допустим… Я в его годы вообще к книгам не притрагивался, а он сидит с мамой, буквы учит, хотя самому давно уже хотелось во дворе с мальчишками играть. Таааак, а вот с этим точно промашка – высокие нравственные качества, хотя вот недавно заступался в садике за девочек, которых мальчишки из соседней группы надумали обижать. Говорит, девочки слабые, их нужно защищать. Последнее осталось… Обладает творческим началом. Рисует он пока посредственно, а вот истории всякие любит сочинять, зачтём это за творчество. Что же получается, братик у меня в свои пять лет уже личность? Выходит, что так. А я?» - с ужасом подумал Гвидон. «А я в свои 14 лет тоже личность?» - холодный пот пробежал по спине Гвидона.
«Дайте-ка подумать. В следующем году я буду заканчивать 9 класс и поступать в техникум на специальность графический дизайн. Родители пытаются отговаривать, мол учись спокойно в школе, а потом в вуз на вышку, а я и не спорю, что высшее образование мне нужно получать, но ведь никто не мешает мне поступить в вуз после техникума, а так у меня уже профессия будет, могу фрилансом заниматься, пока техникум заканчиваю, не поступлю в вуз на бюджет – успею накопить на платное. Самостоятельное решение? Вроде бы да. Понимаю ли я последствия своего решения? Конечно. Остаться в школе спокойнее, учителя все знакомые, с одноклассниками уже сдружились, в техникуме будет сложнее, да и такого контроля и опеки как в школе надо мной не будет. Могу сорваться и на учёбу забить? Это вряд ли, с силой воли и самодисциплиной у меня всё в порядке. Это сколько у меня уже характеристик личности набралось? Целых три. Ответственность за своё решение я готов взять, так что можно сказать, что уже и четыре. А специальность графического дизайнера я не зря выбрал, создавать дизайн и художественное оформление мне нравится, в этом мы с братом похожи, я тоже люблю что-то придумывать – вот оно! творческое начало. С нравственными качествами у меня как? Эх, к чему тут скромность – я ведь не зря хочу быстрее специальность получить и начать деньги зарабатывать, мне о своей семье заботиться нужно, родителям помогать, для брата быть примером. Пойду, кстати посуду помою, мама на работе устаёт, зачем ей ещё у раковины стоять».
«К чему я всё это? Получается, что каждый человек является личностью, кроме младенцев, пожалуй, их мы всё-таки исключим. Но вот зрелой личностью, наверно, не каждый. В этом и вся разница. И возраст здесь, конечно же, влияет, но не до конца, кто-то в 40 лет не может определиться, чего он хочет в жизни, сидит на шее у родителей и мечтает о том, что неплохо бы иметь волшебную палочку и ничего не делать самому, а кто-то в двадцать лет уже ставит себе жизненные цели и добивается их. Становление личности – это ведь непрерывный процесс, в течение всей жизни я буду развиваться, менять свои взгляды и убеждения, менять свои ориентиры, кто его знает, как моя жизнь сложится. Но вот одно я сейчас себе пообещаю – всегда стремиться быть зрелой личностью. Это я смогу».
ТЕОРИЯ.
Тема 1.1 в кодификаторе ЕГЭ (Личность в современном обществе).
Личность – это человек как носитель социально значимых черт.
Признаки личности:
- носитель социально значимых черт (качеств),
- является субъектом общественных отношений (личность Гвидона проявляется в его отношениях с братом, родителями, одноклассниками),
- является носителем социальных статусов и ролей (личность Гвидона проявляется его социальных статусах – брат, сын, ученик),
- действует осознанно и самостоятельно (Гвидон решает поступать в техникум после 9 класса),
- является субъектом познания и преобразования мира (Гвидон разбирается с тем, кто такая личность и параллельно познаёт самого себя).
Качества личности
- осознаёт последствия своих действий;
- несёт ответственность за свои действия;
- самостоятельность в поступках;
- умение контролировать своё поведение, проявлять силу воли (самодисциплина);
- высокие нравственные качества;
- обладает творческим началом.