Автор-составитель И. Л. Саво
Одна из ошибок воспитания — безусловное подчинение взрослому человеку. Мы часто говорим детям: «Со взрослым так не разговаривают!», «Если взрослый тебе сказал, значит, надо его слушаться». Но одновременно с этим в ребенке надо воспитывать недоверие к незнакомым и малознакомым людям. Нужно усвоить правило четырех «не», разработанное английскими криминалистами и внедренное в обязательную школьную программу.
📍 НЕ ходи с незнакомцем (тетей, дядей, бабушкой, девочкой, мальчиком), что бы он тебе ни говорил!
📍 НЕ садись к незнакомым людям в машину ни под каким предлогом!
📍 НЕ заходи в подъезд дома или в лифт с незнакомцем, даже если он на вид совершенно безопасен!
📍 НЕ бери ничего у незнакомца, что бы он тебе ни предлагал!
К этим четырем пунктам можно добавить следующие.
- НЕ обязательно отвечать на вопросы незнакомых людей и чем бы то ни было помогать им (даже если они попросили проводить до квартиры, которую не могут найти).
- Научите ребенка вежливо отказывать старшим (есть дети, которые не в состоянии отказать незнакомцу в просьбе, хотя внутренне испытывают протест).
· Необходимо объяснить ребенку, что, если к нему пристанет незнакомец, следует громко и пронзительно кричать, звать на помощь.
Проверьте, какие из перечисленных ниже моделей поведения присущи вашему ребенку.
Может сказать «нет» незнакомым взрослым.
• Может отклонить вызов (предложение сделать что-то «на спор»).
• Не стесняется рассказать о смутивших его чьих-то прикосновениях.
• Следует правилам.
• Способен говорить о своих проблемах и чувствах.
• Рискнет при необходимости устроить скандал.
• Умеет позвонить по телефону.
• Откажется от подачки взрослого.
• Откроет дверь только с вашего разрешения.
• Может отличить работников милиции от посторонних людей.
• Не будет хранить тайну, особенно касающуюся взрослых.
Если к характеру вашего ребенка подходит подавляющее большинство из этих утверждений, можете успокоиться. Если нет — уделяйте его безопасности как можно больше времени и внимания.
Правила для осторожных детей
- Не выходи гулять один во двор, на пустырь, на дорогу.
- Если ты все же нарушил первое правило, вышел на улицу один и незнакомый взрослый хватает тебя за руку и тащит за собой или пытается втолкнуть в машину, вспомни сказку «Кот, петух и лиса» — кричи как можно громче: «Мама, папа, спасите меня!» А лучше: «Пожар!» На этот крик обязательно откликнутся взрослые.
- Защити себя: сильно ударь ногой незнакомца под коленку, укуси его за руку, кинь ему в лицо песок, больно ущипни.
- Чтобы избежать неприятностей, гуляй только с родными или знакомыми людьми. Вспомни пословицу «Знал бы, где упасть, — подстелил бы соломку».
Предотвращение опасных ситуаций с детьми на улице
По данным Министерства внутренних дел, ежегодно исчезает 700 детей. Чтобы избежать беды, необходимо дать детям знания о поведении на улице, развивать у них осторожность и осмотрительность в общении с незнакомыми людьми.
Проиграйте с детьми дома следующие ситуации.
1. Незнакомый человек представляется ребенку знакомым его родителей
Незнакомец. Мама передала для тебя красивую игрушку: куклу, машину, самолет, пойдем, я тебе ее отдам.
Твоя мама (папа) зовет тебя на площадку.
Подведите детей к выводу, что с незнакомыми людьми нельзя вступать в разговор. Варианты ответов ребенка:
• Я вас не знаю.
• Мне уже купили красивую игрушку.
• Мы уже погуляли с мамой на игровой площадке.
2. Незнакомый человек предлагает покататься на машине
Объясните ребенку, что садиться к незнакомым людям в машину категорически нельзя, так как его могут увезти от родителей, причинить боль, он может погибнуть и т. д. В подобной ситуации нужно молча пройти мимо или ответить: «Мне нельзя разговаривать с чужими», «Мне некогда».
3. Незнакомый предлагает конфеты, сок или лимонад, фрукты
Расскажите детям о том, что в пище могут быть ядовитые вещества, снотворное, которые могут привести к смерти либо вызвать отравление. Ребенка в бессознательном состоянии легче похитить.
Научите малыша отказываться от соблазнов: «У меня дома есть конфеты», «Мне запрещено брать у незнакомых угощения и подарки».
Чтобы избежать опасных ситуаций, не отпускайте ребенка гулять без присмотра взрослых!
Родителям обязательно нужно проверить, знает ли ребенок свой адрес, имена и фамилию родителей. Снабдите своего малыша свистком и научите, как им пользоваться в случае опасности. Но обязательно познакомьте его с историей про мальчика и волков. Напомните, что свистеть без повода нет необходимости.
Детские секреты
Все дети любят секреты, но не всегда умеют их хранить. Когда это касается подарка родителям на праздник, то важно не рассказать о нем заранее, чтобы не испортить сюрприз. Если же речь идет о незнакомце, пристававшем на улице, то это уже не секрет и об этом инциденте нужно рассказать родителям немедленно. Объясните ему разницу между злым умыслом и приятным сюрпризом.
Статистика показывает, что нередко ущерб детям наносят не только незнакомцы, но и хорошо знакомые им люди. Ребенок часто все воспринимает буквально. Незнакомцами для малыша являются и новый воспитатель, и продавец в магазине, желающий помочь потерявшемуся ребенку и т. п. Предусмотрительным родителям лучше научить детей говорить «нет» и знакомым, и незнакомым людям, которые говорят или делают что-то пугающее ребенка или заставляющее его ощущать чувство неловкости и дискомфорта.
Если ребенок заблудился
Как правило, семья с нетерпением ждет выезда в выходные за город. Но вот родители расслабились на природе и не заметили, как их ребенок куда-то исчез. Сколько тревог и волнений вызывает эта ситуация!
Перед поездкой за город ими в любое незнакомое место проговорите с ребенком возможные опасные ситуации и правила поведения в них.
► Нельзя уходить без взрослых.
► Следует быть очень внимательным.
►Если ребенок ослушался, убежал в лес и заблудился, нужно помнить о важных правилах:
• остановись, успокойся, подумай;
• сигнализируй о том, что попал в беду: кричи, стучи палкой о найденные железные банки, повяжи на дерево (кустарник) носовой платок, целлофановый пакет; свисти в свисток, который предусмотрительно положили в карман родители; выложи на тропинке сигналы из собранных шишек, камушков, сухостоя, веток деревьев;
• сохраняй тепло — не снимай одежду, построй для себя шалаш;
• если захотел есть, собери знакомые съедобные ягоды: чернику, бруснику, землянику, костянику (в зависимости от времени года);
• утолить жажду помогут родник, ручеек, дождевая вода.
Природа всегда готова прийти на помощь!
Главное — помни: взрослые сделают все, чтобы тебя найти!
Прочитайте и обсудите с ребенком историю про маленького цыпленка.
Говорила мама-квочка
Карапузику сыночку:
— Ты всегда со мной ходи,
Далеко не уходи.
Но ослушался цыпленок.
Только выскочил с пеленок
И отправился гулять,
В поле зернышки клевать.
Клюнул раз, клюнул два,
Глядь — кругом одна трава.
И расплакался цыпленок:
— Как же я здесь оказался?
Я, наверно, потерялся!
Как домой я попаду?
Я, наверно, пропаду!
Коршун разглядит меня
И утащит за поля.
Или зверь какой лесной
Прибежит сюда за мной,
Унесет скорее в лес,
Чтобы там меня и съесть.
Как же мне домой добраться?
Как совсем не потеряться?
По полям бредет цыпленок,
Мало у него силенок.
Мало силы — много слез.
— Здравствуй, маленький овес!
Как найти дорогу к маме
Меж высокими хлебами?
— Ты спроси у ячменя.
Вырос он длинней меня.
— Ах, ячмень ты мой усатый!
Ты не видел нашей хаты?
Заблудился я в пути.
Как бы маму мне найти?
Шевельнул ячмень усами:
— Как найти дорогу к маме?
Вон — пшеница. Ей видней,
Колоски у ней длинней.
— Ах, высокая пшеница!
Вот и солнышко садится.
Утомился я в пути.
Как бы маму мне найти?
А пшеница отвечает:
— Может, рожь дорогу знает?
— Поле! Поле! Где же рожь?
Всю ее скосили сплошь!
А в ответ шуршит солома:
— Вот, цыпленок, ты и дома.
Вон за полем за пустым
Над трубою вьется дым,
Кот мурлычет на крылечке,
У коней звенят уздечки.
Туки-туки! — у ворот
Мама зернышки клюет.
— Вот спасибо тебе, поле!
Всех ты хлебом кормишь вволю
И цыпленка привело
Прямо к маме под крыло!
Мама-курица, хоть птица,
Тоже может рассердиться.
Сына шлепнула сначала,
А потом к себе прижала.
Все ж цыпленок был наказан —
К маминой ноге привязан.
М. Фисенко
Вопросы ребенку
• О чем предупреждала мама сыночка?
• Почему с ним произошла неприятная история?
• Кто пришел к нему на помощь?
• Что могло произойти с цыпленком, если бы он не нашел обратной дороги домой?
Уточните с детьми следующие правила
• На улице, в многолюдной толпе обязательно держись за руку взрослого.
• Потерялся — успокойся, оглядись по сторонам: наверняка родители тебя уже ищут.
• Вспомни, по какой дороге ты шел, это поможет тебе самостоятельно вернуться обратно.
• Обратись за помощью к милиционеру, женщине, гуляющей с ребенком; продавцу и человеку в униформе (продавцу, контролеру и т. п.). Назови им свои адрес, фамилию, имя и отчество родителей, домашний адрес и телефон.