Советские триллеры 80-х годов отличаются от своих предшественников погружением в человеческую психологию. Зачастую помимо наблюдения за ярким и в тоже время сложным сюжетом героям предстоит погрузиться во внутренние переживания героев и применить их к самому себе. В этом и заключается уникальность кинокартин этого периода.
Советский кинематограф 80-х годов в целом, без привязки к жанру, стал знаковым для целого пласта культуры страны, и значительное место в нём заняли именно триллеры. Усовершенствованные и воспитанные на опыте собственных проб и ошибок, теперь они с точностью проецируют не столько видение отдельного режиссёра, сколько мысли самих зрителей.
«Игла» 1988
Моро возвращается в Алма-Ату и всеми силами старается скрыть этот факт от родителей. Размышляя о временном месте проживания, герой вспоминает о девушке, в которую он когда-то был влюблён. При встрече Моро погружается в прошлое, которое теперь кажется ему неимоверно далёким и недосягаемым. Он замечает в девушке перемену и настораживается. Спустя некоторое время и дни, проведённые вместе в одной квартире, Моро понимает, что Дина стала наркоманкой.
Герой искренне старается спасти девушку и вернуть её к прежней – даже если не счастливой, но подающей надежды жизни. Вместе они отправляются на море, где Дина начинает выздоравливать. Но по возвращению в город всё снова оказывается в исходной точке. Моро решительно настроен бороться за судьбу девушки и принимается за расправу с поставщиками наркотиков. Абсолютный лидер советского проката 1989 года заслужил этот титул не только за потрясающее исполнение главных ролей талантливыми рок-музыкантами Виктором Цоем и Петром Мамоновым, но и за внимательное отношение режиссёра картины к неповторимой сюжетной линии.
«Дорогая Елена Сергеевна» 1988
Первая психологическая драма среди работ Эльдара Рязанова. К Елене Сергеевне в её день рождения в гости неожиданно пришли ученики, однако это на первый взгляд радостное событие обернётся непредсказуемой драмой. Эта картина максимально точно обличает социальные проблемы советской молодёжи. Будущие выпускники школы пришли к преподавателю не просто так, они заранее продумали план действий. Юные герои на собственном опыте знают о том, что такое выгода и как её получить. В этот раз выгода заключается в сейфе с контрольными работами, а точнее – в ключе от него.
К чему может привести эта шалость? Подлость в столь юном возрасте перерастает в проблемы дальнейшей жизни. Сейчас же она выливается в настоящее противостояние ученика и учителя, который всеми силами пытается внушить ребятам принципы и заветы, которых так не хватает представителям иного поколения. Картина «Дорогая Елена Сергеевна», созданная в годы перестройки, наиболее полно отражает черты этой эпохи, затрагивая самые разные пласты населения.
«Противостояние» 1985
Этот советский цветной мини-сериал динамично и захватывающе рассказывает об убийстве, совершенном в одном из типичных северных городов страны. Сыщикам не составило особенного труда выйти на след главного подозреваемого водителя такси Григория Милинко. Однако дело становится в несколько раз сложнее, когда они узнают, что настоящий Григорий Милинко погиб ещё во время войны. Человек, укравший это имя и совершивший страшное преступление, объявлен во всесоюзный розыск, но число преступлений не становится меньше.
В этой картине примечательно и деление на временные пласты, благодаря чему зритель понимает взаимосвязь отдельных эпох, каждая из которых так или иначе связана с произошедшим. Первый временной пласт затрагивает 79-80е годы на территории Советского Союза, в то время как второй относится к годам Великой Отечественной войны на линии фронта и Германии.
«Мираж» 1983
«Мираж» был снят по мотивам романа британского писателя Джеймса Х. Чейза «Весь мир в кармане». Эта советская криминальная драма рассказывает о том, как жизненный тупик провоцирует человека на дерзкие преступления. Отец Джинни кончает жизнь самоубийством. Находясь в отчаянии и поиске денег, она решается на ограбление инкассаторского фургона. В результате образуется целая группа преступников, которая посредством нападения надеется в корне изменить собственную жизнь.
Однако в погоне за деньгами герои забывают, что богатство вовсе не эквивалентно свободе и счастью. Их надежды рушатся, а изначальный план кардинально меняется, превращаясь в клубок событий, остановить который уже нельзя. Как изменятся и без того поломанные судьбы героев?
«Возвращение резидента» 1982
Сюжетная линия этого двухсерийного художественного фильма берёт своё начало в киноработах «Ошибка резидента» и «Судьба резидента». «Возвращение резидента» повествует об особой операции советской контрразведки и о выдающихся успехах отдельных героев этой системы. Среди них – Михаил Тульев, который в этой части тетралогии возвращается в Советский Союз. Именно ему удаётся установить местоположение преступника Гофмана, который был приговорён к смертной казни.
Тульев работает совместно с властями, всеми силами пытаясь арестовать нацистского преступника. Однако несмотря на слаженность действий и точность поставленной задачи, ситуация не становится проще, напротив, она только усугубляется в связи с новыми фактами – в ходе операции на след Михаила выходит сподвижник Гофмана. Кроме того, исключительно рабочей проблеме прибавляются и личные трудности: Тульев устанавливает личность убийцы своего отца. Удастся ли герою предотвратить диверсионную акцию спецслужб Запада и арестовать гитлеровца? Как это профессиональное устремление сможет сосуществовать с внутренними волнениями Тульева?
Вас могут заинтересовать и другие похожие статьи нашего канала:
Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал. Спасибо!