Найти тему
Необычайные истории

Дом Соллогуба

Бывший дом Соллогуба, в котором, по преданию, жила семья Ростовых из "Войны и мира", стал Дворцом Искусств с ранней весны 1919 года и по сей день принадлежит искусству: именно у его входа прибита дощечка с надписью "Союз писателей СССР". В 1918 году в этом здании помещался Народный Комиссариат по делам национальностей, единственное учреждение, в котором за всю свою жизнь служила или, вернее, сделала неудачную попытку служить Марина.

-2

Этот дом - друг моего детства, единственный из друзей, за пять десятилетий сохранивший неизменными внешние свои черты; тогда, как и теперь, старинный особняк с колонным портиком являл собой прелестный образец столь лиричного в своей строгости "московского" классицизма, теперь, как и тогда, он обнимает и брамляет крылатыми полукружиями своих флигелей парадный двор; только нынче подъезды к входу покрыты асфальтом да исчезли корявые и кудрявые яблоньки-китайки вдоль фасада главного здания.

-3

Пока взрослые собирались, совещались, музицировали, беседовали, выступали в его комнатах, еще выглядевших "покоями", еще обитых штоформ и кретоном и уставленных ампирной мебелью, мы, дети, играли в прятки у его гулких подвалах и носились по двору, который был первым нашим детским садом, дачей, всей природой, воплотившейся для нас в его деревца и кустарники, дичающие цветнички, лопушиные заросли.

Сестры Эфрон : Ариадна (справа) и Ирина (слева)
Сестры Эфрон : Ариадна (справа) и Ирина (слева)

Когда теперь, изредка, вхожу я в эти ворота, то невольно приостанавливаюсь: а где же мы, дети? отчего такая тишина?

В те годы Дворей Искусств был не только учреждением, концертным залом, клубом, но и жилым домом; на верхнем этаже правого флигеля летом 1919 года обитали Розенель, Луначарский и двое его мальчиков - сын и племянник. Эти последние, едва приехав и заслышав наши голоса, скатились вниз, прямо в какой-то наш "каравай, каравай, кого любишь - выбирай"; мальчики были одеты несколько аккруатнее нас, и главное, прочнее обуты. Чтобы не выделяться из "общей массы", они тут же, с места в карьер, схватили какие-то камешки, железяки, всерьез расковыряли свои башмаки и пошли скакать вместе с нами; напрасно мы ждали, что им за обувь попадет: нет, не попало!

-5

Левый флигель, в узких келейках которого сам воздух казался анисового цвета из-за ломившегося в окна зелени, был населен "хозобслугой!, с которой соседствовали и начинающие литераторы, и певцы, и художники. Самым удивительным в их комнатах были печи, облицованные изразцами с аллегорическими рисунками и таинственными под ними подписями, вроде: "От старости зелье могила", "И не такие подъезжали", "Люби нас, ходи мимо" или "Не тогда жить, когда ноги мыть".

-6

В палисаднике флигеля сохли на солнце лозунги и какие-то причудливые, фанерные свежевыкрашенные конструкции, предназначавшиеся для праздничного и будничного оформления московских улиц; из открытых окон лились рулады шуберских "Ручьев".

В разлатом приватном домике доживала своей век бывшая владелица особняка, в то время как дряхлая, полуслепая горничная, бывшая ее крепостная, доживала свой в одном из графских апартаметов - так рассудила советская власть. Обе старушки, опираясь каждая на свою клюку, мирно шествовали через двор - друг другу в гости. К ним наведывались, просачиваясь из ближних переулков, еще старухи, - и простенькие, кургузенькие, в платочках, и прямоспинные, с генеральской выправкой, шуршавшие стеклярусом и щелкавшие складными лорнетами; "крепостная" на ощупь разводила самовар, и все пили морковный чай из недобитого - кобальт с золом - сервиза, отчужденно следя за передвижениями слушателей и ревнителей искусств.

-7

На заднем, хозяйсвенном, дворике размещались службы, тянулись грядки общественного огорода, паслась привязанная к колышку коза, верещал в "стайке" попросенок. Тут простирались владения семейства цыган - уборщицы Антонины Лазаревны, ее мужа, шофера, слесаря, мастера на все руки, в прошлом соллогубовского конюха, бабки Елизаветы Сергеевны и двоих детей. Все они, и стар, и млад, и мал, были добры, трудолюбивы и красивы, - такими на всю жизнь и запомнились. Конечно, же Марина часто заглядывала к ним и даже помогала Антонине Лазаревне в каком-то шитье, чтобы только слушать ее (лесковские) рассказы. Шутила, что напишет книжку "Цыганские сказки".

-8

На этом же, цыганском, дворике первый директор Дворца Искусств, поэт-футурист Иван Рукавишников, проводил учения с красноармейцами, чередуя грамоту с оружейными приемами; он был рыж и краснолиц, одет в нечто полувоенное, полуоперное, подпоясан в несколько оборотов длинным шелковым шарфом а-ля калабрийский разбойник. Жена его Нина ведала московскими цирками; иногда она заезжала за мужем в экипаже, запряженном отслужившими свой артистический век, списанными с арены лошадьми. "Все смешалось в доме Ростовых", - шутила Марина. Рукавишниковской упряжке, умевшей танцевать вальс, посвятила она один из своих рассказов на французском языке - "Чудо с лошадьми".

Она любила Дворец, стоявший в те годы как бы на стыке искусств - уходящих и восходящих, ей нравилась атмосфера его концертов, дискуссий, чтений, его литературных вечеров, в которых она так охотно принимала участие, некая - переходная - камерность их и щадящая традиционность обстановки, отвлекавшая от тягот и забот вздыбленного быта.

-9

Здесь, в этом самом доме с колоннами, собирался первый и последний творческий коллектив, к которому принадлежала Марина Цветаева; в этом столь разноголосом хоре звучал и ее еще звонкий и юный голос, которому было суждено так скоро стать трагическим "гласом вопиющего в пустыне" - эмиграции.

Из воспоминаний Ариадны Эфрон.